21.07.2020 3769
Московский метрополитен потратит 1,4 млрд рублей на оснащение четверти всех вагонов системой распознавания лиц. Пол, возраст, уровень дохода, социальный статус и даже номер телефона пассажира в подземке уже сейчас могут узнать благодаря системе персональных коммуникаций
Грозная московская система распознавания лиц, которая помогала мэрии отслеживать перемещения людей во время карантина, добралась и до метрополитена: до конца года ею будут оснащены около полутора тысяч вагонов.
На эти цели будет потрачено около 1,4 млрд рублей, следует из документации тендера, объявленного 9 июля. На них будут закуплены дополнительные видеокамеры и специализированное программное обеспечение. В итоге в каждом вагоне установят восемь камер, умеющих различать и сортировать лица.
На улицах и во дворах Москвы система распознавания лиц полномасштабно заработала в начале 2020-го, и тогда же, в январе, мэр столицы Сергей Собянин пообещал, что в течение года (к сентябрю) она придет и в метрополитен.
В руководстве московской подземки не ответили на вопрос Би-би-си, когда новыми типами камер будут оснащены все вагоны (эксплуатационный парк сейчас насчитывает почти 6 тысяч единиц).
Как работает система на улицах? Она обрабатывает несколько десятков миллионов снимков в сутки и, например, входящих в подъезд ранжирует по принципу "свой - чужой": если человек впервые зашел в дом, то он "чужой", если уже бывал - то "свой".
Для того, чтобы найти гражданина в этом массиве данных, нужна фотография-образец - предположим, с паспорта.
Например, с помощью этой системы мэрия в марте зафиксировала нарушение карантина москвичом по имени Артем, писала "Медиазона". Он вернулся в Россию на одном самолете с заболевшим коронавирусом и должен был две недели просидеть дома. Для контроля в систему была загружена его фотография-образец из загранпаспорта.
Артем вышел из подъезда, чтобы вынести мусор, и по возвращении камера поймала его лицо, сравнила с образцом и просигнализировала о нарушении. Через два дня к нему приехали полицейские и выписали штраф.
Городская система видеонаблюдения - одна из 170 информационных систем, которые есть в распоряжении московской мэрии. Вместе они формируют то, что принято называть "Умным городом", писала Би-би-си.
Считается, что главное предназначение "Умного города" - делать жизнь людей комфортнее и безопаснее, а работу чиновников по управлению Москвой проще. Системы московской мэрии собирают данные о состоянии дорог, зданий, количестве торговых центров, детских площадок и всего, из чего состоит город. Информация о людях - часть этого конгломерата данных.
Так, московская мэрия получает данные от сотовых операторов, агрегаторов такси и каршеринг-сервисов, умеет выявлять "серую" аренду квартир, а также, благодаря городской системе видеонаблюдения, знает, кто живет в подъезде.
В московском правительстве утверждают, что данные анализируются в обезличенном и агрегированном формате. Однако карантин из-за коронавируса показал, как легко "Умный город" становится "Старшим братом": многочисленные системы, разработанные столичным правительством при Сергее Собянине, помогали находить пассажиров конкретных авиарейсов или тех, кто, несмотря на необходимость соблюдать самоизоляцию, покидал квартиру и выходил в город.
Распознавание лиц - не единственный элемент сбора информации о пассажирах метро. Как выяснила Би-би-си, еще в 2018 году по заказу московского метрополитена была разработана система персональных коммуникаций на основе использования больших данных.
Согласно государственному контракту, в ее рамках мэрия получает информацию о поле, возрасте, уровне дохода, социальном статусе пассажиров метро. Кроме того, в систему поступает информация о номере телефона с возможностью его дешифровки.
Поставщик этих данных - АО "МаксимаТелеком", крупнейший оператор общественного Wi-Fi в России, который, в частности, предоставляет услугу доступа в интернет в метро. В "МаксимаТелеком", несмотря на прямое упоминание компании в документации, отрицают свое участие в работе системы.
Источник: ( Ссылка )
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 198-70-20 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница