09.08.2023 6809
Комитет по конкурентной политике Московской области представил обзор изменений законодательства за период 31.07.2023 – 04.08.2023 (ЗИТ)
Содержание:
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
1.1.На официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 04.08.2023 № 444-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(далее – Федеральный закон)
Федеральным законом были внесены изменения в Федеральный закон от 18.07.2011 №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно внесенным изменениям, до 30.06.2024 государственные унитарные предприятия субъекта РФ, на которые законодательными актами соответствующего субъекта РФ возложены полномочия по заключению контрактов на поставку лекарственных средств, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, расходных материалов, средств для дезинфекции, услуг по хранению и доставке таких товаров, работ по ремонту и техническому обслуживанию медицинских изделий, для нужд органов исполнительной власти и государственных учреждений такого субъекта РФ (муниципальных учреждений муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ), для целей исполнения соответствующих контрактов будут осуществлять закупки в рамках контрактной системы с учетом запретов и ограничений допуска, применения КТРУ, правил описания объекта закупки и требований к формированию лотов.
Федеральный закон вступил в силу с 04.08.2023, отдельные положения вступят в силу с 01.07.2024.
1.2.В Госдуму внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(далее – Законопроект)
Законопроект направлен на установление правовых основ, позволяющих социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - СОНКО) иметь преимущества в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц наравне с субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - МСП).
В пояснительной записке к Законопроекту сказано, что СОНКО осуществляют весьма значимые для общества виды деятельности, и при этом согласно статье 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон №7-ФЗ) СОНКО могут получать поддержку от органов государственной власти и органов местного самоуправления при условии осуществления ими деятельности, в том числе по социальному обслуживанию, социальной поддержке и защите граждан, охране окружающей среды и защите животных, профилактике социально опасных форм поведения граждан, формированию в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.
Вместе с тем согласно части 4 статьи 27 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ) при осуществлении закупок преимущества предоставляются, в том числе СОНКО. Преимущества выражаются в обязании заказчиков осуществлять закупки у субъектов МСП и СОНКО в объеме не менее чем 25% совокупного годового объема закупок, проводимых в рамках Закона №44-ФЗ. Данные меры призваны стимулировать заказчиков к осуществлению закупок у развивающих субъектов предпринимательства в целях поддержки имущественного положения последних. При этом несмотря на то, что Закон №44-ФЗ устанавливает описанные преимущества, Федеральным законом от 18.07.2011 №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон №223-ФЗ) аналогичные меры поддержки в отношении СОНКО не установлены. Как следствие, заказчики, осуществляющие закупки в рамках Закона №223-ФЗ, обязаны осуществлять закупки в определенной доле от совокупного годового объема закупок лишь у субъектов МСП.
Законопроектом предлагается установить, что оказание поддержки СОНКО осуществляется в форме осуществления закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у СОНКО в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения нужд отдельных видов юридических лиц. Также предусматривается, что в совокупном годовом объеме закупок, учитываемом при осуществлении закупок в рамках Закона №223-Ф3, учитываются закупки с участием не только субъектов МСП, но и СОНКО.
По мнению авторов Законопроекта, предлагаемые изменения позволят расширить спрос на товары, работы и услуги СОНКО, увеличить их объем, а также повысить их качество посредством обеспечения условий для эффективной деятельности и развития данных субъектов. Помимо этого, нововведения позволят заказчикам, осуществляющим закупки в рамках Закона №223-Ф3, учитывать закупки, в которых участниками являются СОНКО, в совокупном годовом объеме закупок, осуществляемом с участием субъектов МСП. Это, в свою очередь, позволит предотвратить случаи, когда заказчики, чья деятельность регулируется Законом №223-ФЗ, в целях исполнения совокупного годового объема закупок осуществляют закупки у «фиктивных» субъектов МСП и/или снижают долю конкурентных закупок.
В случае принятия Законопроекта, он должен будет вступить в силу по истечении девяноста дней после его официального опубликования.
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
2.1. Объем зафиксированных в ЕИС закупок госкомпаний РФ во II квартале 2023 г. вырос на 15%, до 6,3 трлн рублей.
Госкомпании разместили в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок информацию о заключении во II квартале текущего года 859,6 тыс. договоров на 6,3 трлн рублей, что в денежном выражении на 15% больше аналогичного показателя 2022 года, говорится в отчете Минфина РФ о мониторинге применений закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ).
Всего в апреле-июне госкомпании разместили в ЕИС 478,7 тыс. извещений о проведении закупок на 3,7 трлн рублей. Это на 6% и на 15% меньше, чем годом ранее - 510,6 тыс. извещений на 4,3 трлн рублей.
Из материалов Минфина следует, что в отчетном периоде произошли значительные изменения в «активности» заказчиков. Так, например, число закупок собственно госкомпаний сократилось почти в два раза (до 362 извещений), а их объем - в 4 раза (до 31 млрд рублей). В свою очередь число закупок естественных монополий выросла на 14% (до 62,8 тыс. извещений), а их объем в 34 раза - до 1,3 трлн рублей. Также заметно больше стали число и объем закупок государственных унитарных предприятий (на 7% - до 47,3 тыс. извещений, и на 27,4% - до 433 млрд рублей) и муниципальных унитарных предприятий (на 8% - до почти 31 тыс. извещений, и на 25%, 130 млрд рублей).
При этом отмечается, что во II квартале общее число заказчиков фактически не изменилось - закупки осуществляли 23,4 тыс. субъектов 223-ФЗ (23,3 тыс. годом ранее).
Большая часть всех этих закупок, 74%, проводилась конкурентными способами - 283 тыс. извещений на 2,7 трлн рублей. Соответственно, 195 тыс. закупок на 954 млрд рублей прошли с использованием неконкурентных способов. При этом на закупки у единственного поставщика пришлось около 142 тыс. сделок на 453 млрд рублей.
Из всех этих закупок была признана состоявшимися только половина - 50% (49% годом ранее) - 240 тыс. закупок на 1,5 трлн рублей (42% от общего объема закупок). Еще 140,6 тыс. закупок на 1,2 трлн рублей были признаны несостоявшимися. При этом большая часть несостоявшихся закупок (91,2 тыс. на 791 млрд рублей) завершилась подписанием договора с единственным участником.
Из 859,6 тыс. договоров на 6,3 трлн рублей, заключенных во II квартале 2023 года, 5,6% в количественном и 15,6% в денежном выражении были подписаны по результатам закупок, которые проводились в I квартале 2023 года. При этом 209 тыс. договоров на 1,5 трлн рублей были заключены по результатам закупок, проведенных в отчетном периоде конкурентными способами, а 192 тыс. договоров на 1 трлн рублей - по результатам неконкурентных закупок. Еще по 406 тыс. договорам на 2,6 трлн рублей извещения о проведении закупок не размещались в ЕИС.
Также во II квартале госкомпании расторгли 60,4 тыс. договоров на 348 млрд рублей. В большинстве случаев (95,2%) - по соглашению сторон.
Объем полученной госкомпаниями в результате закупок экономии составил 45 млрд рублей, что почти в два раза меньше аналогичного показателя за II квартал 2022 года - 89 млрд рублей.
Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/3044
2.2. Госкомпании РФ, не находящиеся под санкциями, во II квартале 2023 г. заключили с малым бизнесом договоры на 2,4 трлн руб.
Российские госкомпании, не находящиеся под антироссийскими санкциями и размещающие в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок информацию о своих контрактах, во II квартале текущего года заключили с субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП) 508,8 тыс. договоров на 2,4 трлн рублей, говорится в отчете Минфина РФ о мониторинге применений закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ).
Всего за апрель-июнь госкомпании разместили 286,4 тыс. извещений о закупках (234 тыс. годом ранее - рост на 22%), в которых могут принимать участие только субъекты МСП (спецторги), на 1,3 трлн рублей (немногим меньше 1,1 трлн рублей в 2022-м - рост на 20%). Из них чуть меньше половины (141 тыс. закупок на 552 млрд рублей) была признана состоявшимися. Во II квартале прошлого года состоявшимися были признаны 115,8 тыс. закупок на 481 млрд рублей.
Также во II квартале было объявлено 1,2 тыс. закупок (1,17 тыс. годом ранее) с обязательным привлечением малого бизнеса. Общий объем этих закупок составил 208 млрд рублей (157 млрд рублей во II квартале 2022 года).
По результатам этих закупок, а также части конкурсов, объявленных в I квартале текущего года, госкомпании заключили с малым бизнесом 508 тыс. договоров на 2,4 трлн рублей. Это на 29% и на 14% больше аналогичных показателей прошлого года.
Также в отчетном периоде госкомпании расторгли с субъектами МСП 31,6 тыс. договоров на 169 млрд рублей. Годом ранее недействительными были объявлены 33,7 тыс. договоров на 176 млрд рублей.
Из отчета Минфина следует, что большую часть этих договоров заключили крупнейшие госкомпании федерального (2,9 тыс. компаний) и регионального (7,1 тыс. компаний) уровней. В отношении этих заказчиков «Корпорацией МСП» и региональными органами власти проводится мониторинг их закупок у субъектов МСП. Эти крупнейшие госкомпании во II квартале заключили со 117,9 тыс. субъектами МСП 322 тыс. договоров на 1,8 трлн рублей.
Как сообщалось, всего во II квартале текущего года госкомпании подписали 859,6 тыс. договоров на 6,3 трлн рублей. То есть, на долю субъектов МСП пришлось немногим менее половины от общего объема закупок госкомпаний.
Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/3045
III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
3.1. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 августа 2023 года № 09АП-41277/2023 по делу № А40-303559/22
АО «Желдоручет» (далее – заказчик) в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) организовало закупку в форме электронного аукциона, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. В ходе проведения аукциона участник ООО «Твой Дом СПБ» (далее – общество) подал ценовое предложение вне шага аукциона, которое оказалось более низким в сравнении с ценовыми предложениями участника, который был признан победителем закупки. Общество с результатами закупки не согласилось и направило жалобу в Московское УФАС России (далее – Управление), однако жалоба была признана Управлением необоснованной. С решением Управления общество не согласилось, обжаловав его в судебном порядке.
Суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения требований общества, однако общество обжаловало решение суда в порядке апелляционного производства.
Рассмотрев жалобу общества, апелляционная коллегия согласилась с выводами Управления и суда первой инстанции. Так, в соответствии с аукционной документацией аукцион проводится в личном кабинете участника электронных процедур на ЭТП путем снижения на «шаг аукциона» начальной (максимальной) цены договора (цены лота) указанной в извещении о проведении аукциона. «Шаг аукциона» составляет от 0,5 до 5 процентов от начальной (максимальной) цены договора (цены лота) указанной в извещении о проведении аукциона. Вместе с тем обществом в ходе проведения аукциона были поданы следующие ценовые предложения:
Из вышеуказанного следует, что предыдущее ценовое предложение общества (№3), сделанное в пределах шага аукциона, составляет 5 025 433,08 руб.
Вместе с тем из толкования положений ч. 7 ст. 3.4. Закона о закупках следует, что ценовое предложение участника аукциона должно обладать следующими признаками:
Таким образом, учитывая, что Законом о закупках установлена специальная норма, прямо определяющая, что при проведении аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства снижение текущего минимального предложения о цене договора осуществляется на величину в пределах «шага аукциона», ценовое предложение общества, сделанное вне «шага аукциона» не может являться лучшим (наименьшим) предложением, поскольку не отвечает требованиям статьи 3.4 Закона о закупках, а также не соответствует требованиям закупочной документации.
Учитывая изложенное, при определении победителя аукциона заказчик учитывает последнее минимальное предложение, сделанное в пределах шага аукциона, несмотря на то, что какой-либо участник предложил меньшее ценовое предложение, но вне шага аукциона. Таким образом ценовое предложение общества не соответствует шагу аукциона, поэтому оно не могло быть признано победителем аукциона.
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 198-70-20 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница