Почему лишь каждый четвертый россиянин больше доверяет частной медицине

image

15.09.2023 12826

Долгое время синонимами “частной медицины” в нашей стране были качество, высокий уровень сервиса, клиентоориентированность. Так сказать, по умолчанию. Однако со временем на рынке появилось множество частных лечебных заведений самого разного уровня, многим из которых государственные клиники еще дадут фору. Вот и статистика прошлого года показывает, что россияне стали чаще жаловаться в надзорные органы по поводу платных медицинских услуг. Число таких обращений за год выросло на 18,9%.

По итогам 2022 года в России насчитывалось 96 980 медицинских организаций на 251 549 объектах. Из них 42% — частные клиники. Больше половины платных медуслуг, оказываемых россиянам в медучреждениях, приходится на амбулаторный сегмент (58,9% всех потраченных денег). На втором месте — специализированная медпомощь в стационаре (18,2%). Расходы россиян на медицинское обслуживание за десятилетие выросли более чем в 4 раза: с 1,8 тыс. руб. в среднем на одного жителя в 2010 до 8 тыс. руб. — в 2022-м.

Опрос, проведенный летом этого года по заказу Фонда «Общественное мнение», показал, что 46% россиян больше доверяют государственным медицинским учреждениям. По их словам, там лучше специалисты, качественнее медицинские услуги, тогда как в частных клиниках обманывают людей, стремятся к наживе. В государственных ЛПУ госконтроль, есть с кого спросить. А вот 26% опрошенных больше доверяют частным медицинским учреждениям, полагая, что там оказывают более качественную медицинскую помощь; внимательнее и вежливее обращаются с пациентами и ответственнее и добросовестнее относятся к работе.

Интересно, что 14% опрошенных обращаются в частные медцентры вынужденно – только тогда, когда не могут получить необходимую услугу в государственном медучреждении. 

То, что коммерциализация медицины не делает ее более качественной, констатируют многие эксперты. "Перевод медуслуг на платную основу создает только экономические предпосылки для повышения их качества. Очевидно, что этого недостаточно", - комментирует директор по исследованиям Аналитического центра НАФИ Тимур Аймалетдинов.

"Согласно нашим исследованиям, общественная оценка качества медобслуживания растет, но она, скорее, охватывает внешние изменения: переоснащение учреждений оборудованием, обновление интерьеров, решение проблем с очередями. В то же время качество самих услуг заметно не меняется. Это относится и к платным, и к бесплатным видам", - пояснил аналитик.

А как оценивается это самое качество? По каким критериям? Качество медицинской помощи является весьма сложной для понимания категорией, что объясняется, с одной стороны, широким лексическим значением слова «качество», с другой -- трудностью установления четких, формально определенных критериев отграничения качественной медицинской помощи от некачественной, подчеркивают эксперты.

В решении коллегии Минздрава России «Об итогах работы органов и учреждений здравоохранения в 2002 году и мерах по повышению качества медицинской помощи населению» отмечено, что оценка качества строится на сопоставлении реальной ситуации с «эталоном», при этом формализованным представлением оптимальной ситуации являются стандарты, которые рассматриваются как базовые (эталонные) показатели качества в системе здравоохранения. При этом в научно-медицинской литературе в определении “качество медицинской помощи» отсутствует такая характеристика, как правильность выполнения методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации”.  

“Клинические рекомендации, оборудование, профессиональные качества врачей при лечении одинаковых болезней одинаковы независимо от формы собственности, – объясняет директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. – Если это не так, то по жалобе пациента вмешивается Росздравнадзор или прокуратура и заведение может лишиться лицензии. Но качество медицинского обслуживания пациенты в основном воспринимают через сигналы коммуникации: как с ними разговаривают, как устроена логистика, какой интерьер, вплоть до того, вымыты ли полы”. 

По ее словам, в частных клиниках есть понимание этого, и с персоналом проводятся спецтренинги, ведь это часть маркетинга, от этого зависит благополучие заведения. Различие между государственной и частной медициной является искусственным, убеждена Попович. Тем более что многие врачи одновременно работают в государственных и частных клиниках. Сложно представить, что один и тот же доктор будет лечить пациентов в бюджетной организации хуже, чем в “частной”.

В прошлом году россияне стали чаще жаловаться в Росздравнадзор по вопросам, связанным с предоставлением платных медицинских услуг. Количество таких обращений выросло на 18,9% по сравнению с предыдущим годом. Больше всего жалоб поступило в связи с получением стоматологической помощи (21,5%), в области акушерства и гинекологии (4,4%), косметологии (4,4%).

А вот еще несколько штрихов к портрету. Татарстанское УФАС подтвердило недостоверность диплома главврача частной клиники Spina. Выяснилось, что он никогда не обучался в Казанском госмедуниверситете, хотя его дипломы по профилям «Лечебное дело» и «Мануальная терапия» размещались на сайте и на страницах клиники в соцсетях. Медучреждение уже получало за это предостережение регионального Росздравнадзора, но данные о квалификации врача как мануального терапевта, кинезиолога и реабилитолога продолжали публиковаться.

В связи с этим УФАС выдало клинике предупреждение: в течение десяти дней прекратить нарушать действующее законодательство при публикации в открытых источниках сведений, не соответствующих действительности. Информация о липовых дипломах также направлена в прокуратуру Республики Татарстан.

Столичный Роспотребнадзор приостановил деятельность ООО «Многопрофильный медицинский центр «Медео» на 30 суток. В ходе плановой проверки в клинике были выявлены грубые нарушения санитарно-эпидемиологических требований: не соблюдался режим дезинфекции и стерилизации инструмента, в ряде кабинетов инженерные коммуникации были проложены без закрытых коробов, их санитарно-техническое состояние оценено как неудовлетворительное. Кроме того, в «Медео» не выполняли периодичность проведения медицинских осмотров сотрудников, у большинства из них отсутствуют сведения о необходимой вакцинации против инфекций, у ряда работников - об обследовании на вирусные гепатиты В и С. 

Арбитражный суд Москвы приостановил деятельность ООО «Спасение Медикал» на 90 суток за грубое нарушение лицензионных требований. 

В ходе внеплановой выездной проверки клиники психотерапии выяснилось, что она оказывала услуги, не предусмотренные выданной ей лицензией, по эндокринологии, ультразвуковой диагностике, медицинскому массажу, скорой специализированной медицинской помощи по психиатрии. У организации отсутствует автомобиль скорой медицинской помощи класса «С», вместо него используется автомобиль класса «В», что не соответствует утвержденному Минздравом Порядку оказания скорой медицинской помощи.

Для осуществления меддеятельности в амбулаторных условиях проверяющим продемонстрировали единственный кабинет: «Кабинет первичного приема», в котором из медицинских изделий имеются только кушетка медицинская и бактерицидный облучатель. Фактически же в нем оказывают услуги по терапии, неврологии, психиатрии и наркологии, так что стандарт оснащения кабинетов тоже не выполнялся.

Вдобавок в клинике систематически осуществляют медицинскую деятельность медработники с ненадлежащим профессиональным образованием, не соответствующим квалификационным требованиям, сказано в судебном решении. Так, у фельдшеров отсутствует профпереподготовка по скорой и неотложной помощи, у врача психиатра-нарколога — подготовка в ординатуре по специальности «Психиатрия-наркология».

Со средством для наркоза, содержащим газ ксенон, работает врач, у которого нет профессиональной подготовки по анестезиологии и реаниматологии. Да и услуги по этому профилю лицензией клиники не предусмотрены. К тому же применение ксенонотерапии медцентр рекламирует в качестве современной методики реабилитации пациентов с различными видами зависимости, депрессии, «сбоями нервной системы», бессонницей и пр. Хотя в Стандарт специализированной медицинской помощи при синдроме зависимости, вызванном употреблением психоактивных веществ, такое лечение не входит.

Арбитражный суд Севастополя на два месяца приостановил деятельность ООО «Медицинский центр Долголетие», которое получило лицензию всего год назад. В ходе внеплановой выездной проверки специалисты тероргана Росздравнадзора обнаружили множество нарушений лицензионных требований: от неправильного ведения документации и отсутствия медоборудования, предусмотренного порядком оказания медицинской помощи, до лекарств с истекшим сроком годности и внесения неполных данных в Федеральный регистр медицинских работников и Федеральный реестр медорганизаций. Но больше всего проверяющих потряс круглосуточный стационар. По оценкам специалистов Росздравнадзора, фактически в круглосуточном стационаре в «Долголетии» можно было разместить максимум 10 коек. По факту же в двух помещениях умудрились развернуть 55 коек, которые при этом не были оснащены системой разводки медицинских газов, сжатого воздуха и вакуума и системой палатной сигнализации. При осмотре фасада здания медцентра проверяющие убедились, что кислородная рампа, газификатор и другие источники для подачи кислорода и газов отсутствуют. 

Весной Росздравнадзор вынес предписание об устранении нарушений, однако суду не было представлено доказательств, что собственники клиники приступили к его исполнению. При вынесении решения суд учел и позицию директора организации, который сказал, что ему еще нужно время, чтобы обдумать: устранять нарушения, либо прекратить деятельность.

По прогнозам экспертов, в текущем и будущем году мы увидим не одно слияние или поглощение крупными клиниками более мелких, особенно этот тренд будет заметен в регионах. При этом удерживать качество услуг на текущем уровне без увеличения цены не стоит. На сколько вырастет ценник, аналитики сказать не берутся.

Так лучше ли частные медицинские центры государственных, или они равны, коль скоро государство предъявляет одинаковые требования и к тем, и к другим? А если равны, тогда почему у них такие разные ценники? Видимо, не найдя ответа на этот вопрос, Минфин предложил уравнять стоимость платных медуслуг в частных и госучреждениях. Об этом 21 июля рассказал заместитель министра финансов Алексей Лавров. По мнению ведомства, тогда конкуренция между этими секторами будет здоровой. 

Как пояснил Лавров, Минфин стремится внедрить в различных отраслях социальной сферы принцип «деньги следуют за потребителем». «Выбирать, где получать услугу, должен сам потребитель, а не кто-то за него. Потребитель — лучший контролер качества услуг», — считает он.

Вадим Винокуров

   


Другие публикации в этой рубрике: Пространство дискуссий
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"
Нефопам р-р д/ инфузий и внутримышечного введения 10мг/мл 2мл №2 шприц-тюбик (аналог Акупан)

Пространство дискуссий

image
У чиновницы Росздравнадзора конфисковали квартиру и автомобиль
image
В московских поликлиниках открыли комнаты психологической разгрузки для медиков
image
На БАД вводят рецепты
image
Сексуально неустроенные: с кем россияне обсуждают деликатные проблемы
image
Россиян защитят от подделок презервативов с помощью маркировки
image
В новый нацпроект “Семья” добавят программу по молочным кухням
image
Прослушивание разговоров врачей с пациентами без их согласия признали законным
image
Родители пожаловались в Генпрокуратуру на нарушение конституционных прав непривитых детей

Медицинский видеолекторий

image
Синдром дырявого кишечника
image
Инсулинорезистентность: особенности заболевания и возможности коррекции
image
Главное правило долгожителей и просто здоровых людей – пить много воды, но обязательно учитывать коэффициент диссимметрии
image
Преждевременное старение и какое влияние на этот процесс оказывают AGEs (конечные продукты гликирования)

PROздоровье

image
Сомнолог дала советы, как высыпаться лучше
image
Врач рассказал, как выжить в рекордную жару
image
Врачи рассказали об опасном массаже шеи
image
У детей, чьи мамы «не вылезают» из смартфонов, наблюдается замедленное речевое развитие
image
Врач рассказала, кому подходят брекеты и прозрачные элайнеры
image
Постоянное нахождение на солнце вызывает привыкание: результаты исследований
image
Корни эмоционального переедания могут тянутся из детства
image
Косметолог рассказала, как выбрать увлажняющий крем по типу кожи
image
Врач Тананакина: в жару рекомендуется есть 5-6 раз в день
image
Остеопат рассказал, как вылечить хронический насморк без капель
image
Врач рассказал, что делать в аномальную жару
image
Эксперт рассказал всю правду об отбеливании зубов
image
Врач дала 10 дельных советов молодым
image
Подолог назвала опасности для стоп в отпуске
image
Офтальмолог рассказала, зачем детям нужны солнцезащитные очки из пластика
image
Солнечный или тепловой удар: первая помощь

Новости

image
В Мытищах 64-летнему мужчине удалили 12-сантиметровый флотирующий тромб
image
Офтальмолог НИКИ детства рассказала, как защитить глаза ребенка от ультрафиолета
image
В госпитальных школах столицы прошли выпускные вечера
image
Как справиться с жарой, рассказали участники Дней культуры ОАЭ в Москве
image
Более 170 единиц аналогового тяжелого медоборудования заменили в Подмосковье
image
Для москвичей и туристов проведут 230 бесплатных экскурсий по столице
image
В АВФАРМ объяснили длительные сроки поставок ветпрепаратов в Россию
image
RNC Rharma опубликовала рейтинг лекарств с максимальным ростом представленности в аптеках
image
Цену на первый отечественный дженерик «Траженты» снизили на 9%
image
Коллегия ЕЭК утвердила 46 новых общих фармакопейных статей
image
Обязательная маркировка медицинских перчаток начнется в 2025 году
image
Первый в регионе спектральный компьютерный томограф установлен в МОНИКИ
image
Еще свыше 560 человек проверили свое здоровье в парках Подмосковья
image
Врачи МОНИКИ спасли жизнь 83-летнему пациенту с болезнью сосудов сердца
image
В Видном спасли жизнь 28-летнему мужчине с ножевым ранением
image
Собянин сообщил о скором открытии новой поликлиники в Филимонковском районе

Контакты

...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 730-55-50   mail@medargo.ru

Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница