07.11.2023 11661
Водителей начнут наказывать за прием некоторых лекарств, не являющихся наркотическими, но ухудшающих реакцию. Правда, когда это произойдет, до сих пор неясно. Вместе с тем фармпроизводители просят не полностью запрещать прием отдельных препаратов этой категории пациентов, а прописать предельно допустимые концентрации.
Правила дорожного движения запрещают управлять автомобилем под воздействием лекарств, ухудшающих реакцию. До ноября 2022 года суды лишали водителей прав при выявлении следов ненаркотических и непсихотропных препаратов (например, фенобарбитала, входит в валокордин), пока в Конституционный суд (КС) на эту практику не пожаловался один из водителей. В прошлом году КС запретил наказывать водителей. Судьи указали, что для того, чтобы это делать, необходимо прописать отдельную норму в КоАП, а также конкретизировать список несовместимых с вождением препаратов отдельным документом. Такие поправки к КоАП уже разработаны и внесены в Госдуму. Согласно проекту, если в процессе медицинского освидетельствования в крови у водителя будут обнаружены определенные препараты, ухудшающие реакцию и внимание, он понесет административную ответственность.
Однако он все еще не рассмотрен депутатами, да и список самих медикаментов, которые должен составить Минздрав, никто не видел. Так что сроки вступления новелл в силу не известны. А пока суд да дело, водители, пострадавшие от упомянутой правовой неопределенности, стали возвращать себе права путем обжалования судебных актов нижестоящих инстанций в Верховном суде (ВС).
Газета “Коммерсант” обнаружила в картотеке ВС несколько вынесенных за последнее время однотипных постановлений на эту тему. К примеру, в сентябре суд рассмотрел дело жителя Барнаула Анатолия К. В октябре 2020 года его остановили инспекторы и обнаружили признаки опьянения (невнятная речь, странное поведение). Проверка на алкоголь ничего не показала, водителя направили на проверку в больницу, и там в организме нашли опиоидный анальгетик трамадол. Мужчина пояснил, что принимал препарат «Залдиар» (куда как раз входит трамадол) по назначению врача. Суд первой инстанции лишил его прав, сославшись на инструкцию к лекарству, которая запрещает садиться за руль после употребления «Залдиара». Водитель обжаловал решение в вышестоящих инстанциях и дошел до ВС, который отменил первоначальное решение и отправил дело на новое рассмотрение. Суд сослался на позицию КС: до внесения поправок к КоАП нельзя лишать прав за лекарства, которые не являются наркотиками или психотропными веществами.
«Практика обжалования вступивших в силу постановлений после нового толкования законодательства стандартная», — говорит юрист, эксперт ОНФ Катерина Соловьева. Похожая ситуация была, когда в 2013 году вводился так называемый закон о промилле, вспоминает эксперт (тогда в законодательстве появился минимальный порог содержания алкоголя — 0,16 мг на 1 л выдоха).
«Водители также шли обжаловать ранее вынесенные постановления о лишении прав, причем успешно,— вспоминает Соловьева.— В данном случае КС, установив частичную незаконность КоАП, по сути, дал автовладельцам право на обжалование по новым основаниям, и им пользуются».
При этом запрет на употребление водителем психотропных веществ является абсолютным, и даже если опьянение было вызвано лекарственным препаратом, привлечение нарушителя к административной ответственности обосновано. В своем Определении № 2224-О/2023 Конституционный суд (КС) РФ в очередной раз подтвердил свою позицию по отношению к данной категории лекарств. Жалоба Василия Олейника, в крови которого нашли фенобарбитал и которого оштрафовали за вождение в состоянии опьянения, оставлена без удовлетворения.
КС РФ напомнил, что примечание к статье 12.8 КоАП РФ прямо запрещает водителю употребление психотропных веществ, вызывающих опьянение. По мнению КС РФ факт употребления таких веществ заявителем в его конкретном деле был установлен, поэтому привлечение его к административной ответственности не может рассматриваться как необоснованное и несправедливое.
Тем временем Союз профессиональных фармацевтических организаций (СПФО) направил свои предложения по изменению законопроекта, о котором я писал выше и который предусматривает запрет на употребление водителями определенных препаратов, ухудшающих внимание. По мнению организации, следует исходить не из самого факта приема лекарства, а опираться на концентрацию вещества в крови.
Включение в перечень конкретных фармакотерапевтических групп лишит большое число пациентов лекарственной помощи либо они будут вынуждены сменить образ жизни, вплоть до отказа от управления автомобилем, говорится в письме СПФО в Минздрав и Госдуму.
«Миллионы граждан на постоянной основе принимают антигистаминные, снотворные, седативные препараты при наличии соответствующих врачебных назначений. В инструкции прописано не только предупреждение о влиянии препаратов на водителей, но и за какой период времени происходит выведение их из организма либо нейтрализация препаратов в крови», — указала исполнительный директор СПФО Лилия Титова.
Генеральный директор другого объединения фармпроизводителей — АРФП Виктор Дмитриев обращает внимание на то, что, во-первых, анализ, который предполагает выявление определенных препаратов в крови, стоит дорого, и непонятно, кто будет за него платить. К тому же, по его словам, неизвестно, все ли медцентры в принципе имеют возможность проведения таких исследований.
«Неплохо было бы посчитать, сколько будет стоить один анализ и кто за него будет платить», — добавляет Дмитриев.
Он также отметил, что никто так и не привел статистику о том, какое количество аварий произошло по причине употребления водителями определенных препаратов, не входящих в существующие запрещенные для водителей перечни.
К тому же, по мнению Дмитриева, принятие инициативы может привести к росту коррупции на дорогах, так как медицинское освидетельствование занимает значительное время, и водителям будет проще «договориться» с инспектором, чем ехать в лабораторию.
“Прежде чем принимать тот или иной препарат, придется изучать состав препарата и проверять, не входит ли он в перечень, и только потом садиться за управление транспортным средством. Законодатель вновь всю ответственность возложил на граждан», – констатирует партнер КА г. Москвы «Минушкина и партнеры» Арам Мурадов.
Чтобы такого не происходило, подобные препараты необходимо маркировать, считает эксперт рынка, директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов.
«Сам порядок фиксации факта правонарушения должен начинаться с оценки состояния водителя. Если у него нет внешних проявлений заторможенности, нарушений координации и тому подобное, почему ему нельзя принимать лоперамид от диареи?» — рассуждает Беспалов.
Что ж, пока водители автотранспорта в напряжении ожидают выхода нормативных актов, их разъяснений и толкований, Госдума отклонила законопроект о маркировке лекарственных средств, которые запрещено употреблять при управлении транспортом. Впрочем, сделано это было из-за процедурных нестыковок. Не в тот закон, не в те положения пробовали внести поправку. Так что, возможно, к этой идее еще вернутся.
А вот народные избранники петербургского Законодательного собрания взялись за водителей электросамокатов. В числе предлагаемых мер: запрет несовершеннолетним передвигаться на электросамокатах вне специальных мест; запрет на управление самокатом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, в состоянии аффекта или под воздействием лекарственных препаратов, влияющих на концентрацию. Соответствующий проект обращения к Михаилу Мишустину на заседании парламента Северной столицы 25 октября представил председатель комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Алексей Цивилев, депутат от «Единой России». Инициативу поддержали 44 парламентария, возражений не было.
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 730-55-50 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница