Обзор изменений законодательства 30.10.2023-03.11.2023 (223-ФЗ)

image

16.11.2023 7270

Комитет по конкурентной политике Московской области представил обзор изменений законодательства за период 30.10.2023-03.11.2023 (223-ФЗ)

Содержание:

I. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

II. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

I. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

1.1.  Подлежит ли размещению с 01.04.2023 в закрытой части ЕИС информация о договоре, заключенном заказчиком, в отношении которого введены санкции, до принятия ПП от 06.03.2022 №301?

В соответствии с требованиями Федерального закона от 01.12.2020 N 223-ФЗ в ЕИС организацией (заказчиком) размещен договор разработки и поставки оборудования со сроком действия 31.12.2020. Заказчиком в адрес исполнителя был перечислен аванс.

06 марта 2022 года вышло постановление Правительства N 301 “Об основаниях неразмещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры”. Причем сведения об исполнении договоров по старым закупкам также не должны размещаться в ЕИС.

До настоящего момента исполнитель не выполнил условия договора. Информация о закрытии договора в ЕИС не размещалась.

В декабре 2022 года в адрес поставщика направлена претензия о неисполнении условий договора, взысканы пени. Аванс возвращен заказчику.

С 01.04.2023 заказчиками в закрытой части ЕИС размещается информация о заключении (закрытии, изменении) договоров.

Как быть с этим договором, чтобы не нарушить законодательство?

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:

Полагаем, в описанной в вопросе ситуации информация и документы об исполнении, изменении, расторжении договора подлежат размещению в закрытой части реестра договоров.

Обоснование вывода:

Согласно п. 2 ч. 16 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) Правительство РФ вправе определить перечень оснований неразмещения в единой информационной системе (ЕИС) информации о поставщике (подрядчике, исполнителе, далее – контрагент), с которым заключен договор. Такое основание предусмотрено постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 N 301 (далее – Постановление N 301).

Пунктом 1 Постановления N 301 с учетом положений ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ предусмотрено обязательное неразмещение в ЕИС, сведений о закупках, осуществляемых заказчиками, в отношении которых иностранными государствами введены санкции и меры ограничительного характера, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми такими заказчиками заключены договоры.

В соответствии с ч. 3 ст. 4 1 Закона N 223-ФЗ сведения и документы, которые в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ не подлежат размещению в ЕИС, также не включаются в реестр договоров.

Постановление N 301 вступило в силу со дня его официального опубликования – 7 марта 2022 года. В письмах Минфина России от 14.03.2022 N 24-03-08/18813, от 08.04.2022 N 24-01-08/30604 отмечается, что учитывая отсутствие переходных положений, Постановление N 301 подлежит применению указанными в нем заказчиками в отношении всех осуществляемых ими закупок, в том числе находящихся на этапе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Таким образом, до 1 апреля 2023 года закупки, предусмотренные Постановлением N 301, не включались в реестр договоров, поскольку сведения о них не размещались в ЕИС. В этот реестр также не вносились информация и документы об исполнении, изменении, расторжении тех договоров, информация о заключении которых ранее (до издания Постановления N 301) была включена в реестр договоров (смотрите также п. 3 письма Минфина России от 18.04. 2022 г. N 24-01-09/34211).

В свою очередь, в данное постановление были внесены соответствующие поправки постановлением Правительства РФ от 20.12.2022 N 2359 (в редакции постановления Правительства РФ от 31.12.2022 N 2559), вступившим в силу с 1 апреля 2023 г., а именно: ранее установленная обязанность неразмещения информации о таких закупках в ЕИС изменена на обязанность неразмещения информации о таких закупках на официальном сайте (то есть в открытой части ЕИС). При этом п. 2 постановления Правительства РФ от 20.12.2022 N 2359 установлено, что данные изменения применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг, приглашения принять участие в которых направлены или договоры при осуществлении которых заключены (в случае если при осуществлении закупки не предусмотрено направление приглашения принять участие в закупке) с 1 апреля 2023 года.

Вместе с тем, как следует из требований п. 3 Правил ведения реестра договоров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 октября 2014 г. N 1132, в реестр не включаются информация и документы, которые в соответствии с положениями Федерального закона “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” не подлежат размещению в ЕИС. Если заказчиком в соответствии с частью 15 статьи 4 указанного Закона принято решение о неразмещении сведений о закупке в ЕИС, в реестр включаются информация и документы, касающиеся договоров, в случае их направления заказчиком в Федеральное казначейство. При этом согласно подп. “б” п. 19 Правил документы, содержащиеся в реестре, не размещаются на официальном сайте ЕИС в случае осуществления закупок, проводимых в случаях, предусмотренных ч. 16 ст. 4 Закона 223-ФЗ. Данное правило также вступило в силу с 1 апреля 2023 года*(1).

Положениями Правил ведения реестра договоров не предусмотрено особых правил размещения в реестре контрактов информации и документов о договорах, заключенных до 1 апреля 2023 г, поэтому полагаем, в рассматриваемой ситуации информация и документы об исполнении, изменении, расторжении договора подлежит размещению в закрытой части реестра договоров. Косвенно сказанное подтверждает позиция Минфина России, изложенная в п. 3 письма Минфина России от 18.04.2022 N 24-01-09/34211.

Однако указанная позиция является исключительно нашим экспертным мнением. Официальные разъяснения по данном вопросу в настоящее время отсутствуют.

Источник: https://gkgz.ru/podlezhit-li-razmeshheniyu-s-01-04-2023-v-zakrytoj-chasti-eis-informatsiya-o-dogovore-zaklyuchennom-zakazchikom-v-otnoshenii-kotorogo-vvedeny-sanktsii-do-prinyatiya-pp-ot-06-03-2022-n-301/

1.2.  Госкомпании РФ, не находящиеся под санкциями, за 9 мес. 2023г заключили с малым бизнесом договоры на 4 трлн руб

Объем закупок госкомпаний (компании и организации, руководствующиеся законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", 223-ФЗ) у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) за 9 месяцев 2023 года превысил 4 трлн рублей, что на 44% больше аналогичного показателя 2022 года, говорится в отчете Минфина РФ о результатах мониторинга закупок.

Всего за 9 месяцев госкомпании разместили 394 тыс. извещений о закупках (349 тыс. годом ранее - рост на 13%), в которых могут принимать участие только субъекты МСП (спецторги), на 1,6 трлн рублей (1,6 трлн рублей в 2022 году). Из них чуть более половины (217 тыс. закупок на 1 трлн рублей) была признана состоявшимися. Годом ранее состоявшимися были признаны 176 тыс. закупок на 736 млрд рублей.

Также в отчетном периоде было объявлено 1,8 тыс. закупок с обязательным привлечением малого бизнеса. Общий объем этих закупок составил 256 млрд рублей.

По результатам этих процедур субъекты МСП заключили более 776,8 тыс. договоров на сумму более 4 трлн рублей против 532 тыс. договоров на 2,8 трлн рублей годом ранее.

Также в отчетном периоде госкомпании расторгли с субъектами МСП 43 тыс. договоров на 237 млрд рублей. За то же время год назад недействительными были объявлены 47 тыс. договоров на 258 млрд рублей.

Из отчета Минфина следует, что большую часть этих договоров заключили крупнейшие госкомпании.

"Объем закупок крупнейших заказчиков у субъектов МСП на основании сведений, содержащихся в реестре договоров, заключенных заказчиками, составляет 3,1 млрд рублей (со 154 тыс. субъектами МСП заключено 530 тыс. договоров), - говорится в отчете Минфина. - Средняя стоимость договора с субъектом МСП составила 6,66 млн рублей".

Ранее "Корпорация МСП" (занимается, в частности, мониторингом закупок крупнейших госкомпаний у малого бизнеса) сообщала, что объем закупок крупнейших госкомпаний у субъектов МСП за 9 месяцев 2023 года составил 3,84 трлн рублей. Всего, по данным "Корпорации МСП", за отчетный период около 10 тыс. крупнейших госкомпаний (федерального и регионального уровней) заключили с договоры со 151 тыс. субъектов МСП. На их долю пришлось более 50% от общего объема закупок крупнейших госкомпаний. Здесь не учитываются договоры, заключенные с малым бизнесом крупнейшими госкомпаниями, подпавшими под санкции (эти компании не размещают информацию о своих закупках в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок).

Как сообщалось, всего за 9 месяцев текущего года госкомпании подписали заключили 1,125 млн договоров на 8,3 трлн рублей. То есть, на долю субъектов МСП пришлось немногим менее половины от общего объема закупок госкомпаний.

По итогам 2022 года объем закупок крупнейших госкомпаний у субъектов МСП составил 7 трлн рублей, что в 1,6 раза больше аналогичного показателя 2021 года.

По действующему закупочному законодательству, у госкомпаний на субъекты МСП должно приходиться не менее 25% от совокупного годового объема закупок. При этом 20% этого объема необходимо осуществлять через спецторги (в них могут принимать участие только субъекты МСП). В 2022 году эти нормы были распространены на все госкомпании в РФ (около 20 тыс. юридических лиц), а не только на крупнейшие федеральные и региональные госкомпании, как это было ранее.

Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/3134

II. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

2.1. Постановление арбитражный суда Северо-Кавказского округа от 12 июля 2023 года по делу № А53-37494/2022

ООО «Дон-Пейнт-Сервис» (далее − общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ФГУП «Главный центр специальной связи» (далее − предприятие) о взыскании задолженности по договору

Решением суда, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.04.2023, в иске отказано. Суды пришли к выводу о том, что выполненные истцом дополнительные работы и предъявленные им к оплате произведены без согласования заказчика, без прохождения закупочных процедур, поэтому у заказчика отсутствует обязанность по оплате этих работ.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Из материалов дела видно и судами установлено, что общество (исполнитель) и предприятие (заказчик) заключили договор по условиям которого исполнитель по заданию заказчика обязуется в установленный 3 А53-37494/2022 договором срок оказать услуги по техническому обслуживанию, диагностике и ремонту автотранспортных средств в не гарантийный период, а заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их (пункт 1.1 договора).

Пунктом 2.1 договора предусмотрено, что услуги оказываются исполнителем в соответствии с согласованными заказами-нарядами, а также техническими нормами, требованиями общепринятых стандартов качества, эксплуатационно-техническими и другими нормативными документами, регламентирующими порядок организации выполнения работ и оказания услуг, действующими в Российской Федерации и (или) определяемыми заводами-изготовителями основных изделий автотранспортных средств. В соответствии с пунктом 6.1 договора максимальное значение цены договора составляет: 4 000 000 рублей, НДС не облагается, так как исполнитель применяет упрощенную систему налогообложения (УСН).

Из искового заявления следует, что истец исполнял свои обязательства надлежащим образом, на основании чего ответчик произвел оплату за оказанные услуги. Также общество оказало предприятию услуги на условиях данного договора. Истец согласовывал с ответчиком объем фактически оказанных услуг. Ответчик фактически принял оказанные услуги, никаких замечаний по качеству оказанных услуг в адрес истца не заявил, однако оплату в установленный срок не произвел.

Сложившиеся между сторонами правоотношения регулируются общими положениями гражданского законодательства, главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) и нормами Федерального закона № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – 223-ФЗ).

На основании пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Подрядчик, не выполнивший указанной обязанности лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства (пункт 4 статьи 743 Гражданского кодекса).

Таким образом, по смыслу приведенных норм закона подлежат оплате лишь те дополнительные работы, которые были согласованы с заказчиком.

Частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ предусмотрено право сторон на изменение договора по определению объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора. Подобные изменения возможны при условии обеспечения информационной открытости таких изменений, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор. Целью предоставления права изменять договор являются рациональное использование денежных средств и эффективное участие предусмотренных частью 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ субъектов, а требование о размещении информации соотносится с общим принципом обеспечения гласности и прозрачности закупки.

При этом изменение договора, заключенного по правилам Закона № 223-ФЗ, которое повлияет на его условия по сравнению с условиями документации о закупке, имевшими существенное значение для формирования заявок, определения победителя, определения цены договора, не допускается (пункт 16 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона № 223-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018).

Доказательств, свидетельствующих о том, что предприятие и общество в установленном законом и договором порядке согласовали выполнение спорных дополнительных работ на заявленную сумму, а также того, что невыполнение этих работ без надлежащего согласования с заказчиком могло привести к последствиям, указанным в пункте 4 статьи 743 Гражданского кодекса, в дело не представлено.

Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.

   


Другие публикации в этой рубрике: Обзоры законодательства по закупкам
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"
Прозерин р-р д/и 0.5мг/мл 1мл амп  №10

Пространство дискуссий

image
В декабре стартует маркировка ветеринарных препаратов
image
Почему аптеки не хотят продавать некоторые лекарства
image
Вероника Янковская: «Психолог помогает бизнесу сохранить человеческое лицо»
image
Оппенгеймер 2.0: искусственный интеллект в здравоохранении сравнили с ядерным оружием
image
Терапевтам разрешили переучиться на эндокринологов за 500-700 часов
image
Заболеваемость корью в России выросла в 288 раз — болеют и дети, и взрослые
image
Pharmtech&Ingrediets – это зеркало процессов, происходящих в отрасли
image
Не стой — иди работай: почему дорогое медицинское оборудование простаивает без дела

Медицинский видеолекторий

image
21 век – эра инноваций в лечении больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями
image
Тактическая медицина в театре военных действий
image
Кардиология: новые технологии в современной терапии сердца
image
Лекарства и безопасное вождение автомобиля: мнение эксперта

PROздоровье

image
Врач Кутушов рассказал об опасности искусственных елок
image
Врач Неронов: уборка рабочего места защищает от инфекционных заболеваний
image
Диетолог объяснила, о чем говорит тяга к сладкому после занятий спортом
image
Дефицит железа в организме
image
Врач Неронов назвал факторы для возникновения инфекционного заболевания
image
Безглютеновая диета: 3 главные ошибки на старте
image
Ученые: владельцы котов больше других подвержены шизофрении
image
Можно ли есть хурму, если она «вяжет»?
image
Что делать, если ветер в голове
image
Врач объяснила, почему нельзя запивать таблетку чаем или кофе
image
Диетолог перечислил три причины съесть грейпфрут
image
Врач назвала средства для борьбы с возрастными изменениями
image
Врач рассказала, чем опасен незаживающий герпес на губах
image
Как долго человек остается заразным при гриппе и ОРВИ?
image
Диетолог Кондаурова предупредила, что переедание мандаринов опасно для ЖКТ
image
Динозавры «отобрали» у человека ген долголетия: ученый объяснил, как так получилось

Новости

image
Госдума отклонила предложение об увеличении штрафов для спекулянтов на рынке лекарств
image
Минздрав изменил порядок аттестации уполномоченных производителей препаратов и БМКП
image
Препарат от рассеянного склероза Merck не смог показать эффективность в ходе исследований
image
По программе ВЗН закупят противоопухолевые средства и иммуномодуляторы
image
Рейтинг фармкомпаний со значительным снижением продаж в аптеках
image
Сервье стала победителем Russian Pharma Awards 2023 в двух номинациях
image
Безопасность медицинских изделий – во благо людям
image
«Невидимки»: как улучшить диагностику и лечение пациентов с миопатией Дюшенна?
image
В Подмосковье определили победителей конкурса «Народный доктор»
image
Медпомощь детям с инфекционными заболеваниями станет доступнее в Подмосковье
image
В Подмосковье с начала года по программе «Земский доктор» трудоустроились почти 250 медработников
image
Операции любой сложности и высокие технологии: экскурсия во флагманский и урологический центры Боткинской больницы
image
Росздравнадзор отчитался о количестве профилатических мероприятий
image
Созданный технологиями машинного обучения препарат оказался эффективным в борьбе с депрессией
image
Госаптекам отказали в снижении доли закупок у поставщиков МСП
image
Для импортеров введут уголовную ответственность за нарушение правил маркировки

Контакты

...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 730-55-50   mail@medargo.ru

Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница