06.03.2024 12358
Комитет по конкурентной политике Московской области представил обзор изменений законодательства за период 25.12.2023-05.01.2024 (ЗИТ)
Содержание:
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ)
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ)
1.1. Вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2023 № 1109
"О внесении изменений в Положение о федеральной государственной информационной системе "Единая цифровая платформа “Национальная система пространственных данных” (далее – Постановление № 1109)
(http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202307060008?ysclid=lr627qihj1542362967)
С 01.01.2024 Федеральная государственная информационная система «Единая цифровая платформа «Национальная система пространственных данных» обеспечивает ведение фонда данных государственной кадастровой оценки, автоматизацию проведения государственной кадастровой оценки и государственного мониторинга проведения государственной кадастровой оценки.
1.2. Вступил в силу Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27.09.2022 № 629 «Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг» (далее – Приказ №629)
(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280038?ysclid=lr62ivw6w1193671563)
С 01.01.2024 похозяйственные книги ведутся в электронном виде. В приказе строго установлено, что электронная похозяйственная книга используется в отношении собственников или пользователей земельных участков, предоставленных именно для ведения личного подсобного хозяйства.
Напомним, что выписка из похозяйственной книги - основание для регистрации права собственности на земельный участок. Её можно получить как в форме электронного документа, так и на бумажном носителе.
1.3. На сайте Системы обеспечения законодательной деятельности опубликован Законопроект № 523215-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Законопроект № 523215-8)
(https://sozd.duma.gov.ru/bill/523215-8)
Настоящий проект федерального закона подготовлен в целях дальнейшего совершенствования процедуры изъятия неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, установленной Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Федеральный закон № 101-ФЗ).
В Федеральный закон № 101-ФЗ внесены изменения в части расширения оснований для принудительного изъятия неиспользуемых земельных участков сельскохозяйственного назначения и сокращения сроков изъятия.
В целях устранения пробелов правового регулирования, позволяющих недобросовестным собственникам земельных участков уклоняться от принудительного изъятия неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, настоящий проект федерального закона предусматривает внесение в Федеральный закон № 101-ФЗ и иные законодательные акты Российской Федерации (Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ, Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)») следующих изменений:
1. Указание в Федеральном законе № 101-ФЗ оснований, которые не должны являться препятствием для изъятия земельных участков и которые на практике используются недобросовестными собственниками земельных участков для воспрепятствования процедуре изъятия, такие как нахождение на земельном участке объектов капитального строительства; обременение земельных участков правами аренды и иными правами; возбуждение в отношении правообладателя земельного участка дела о банкротстве;
2. Прямое указание в Федеральном законе № 101-ФЗ на то, что переход права собственности на земельный участок, предоставление земельного участка в залог (ипотеку) не является препятствием для изъятия земельного участка, а равно основанием изменения порядка исчисления сроков, установленных подпунктами 1,2 и 4 пункта 1 статьи 6 названного Федерального закона.Предусматриваемые проектом федерального закона изменения в федеральное законодательство являются особенно актуальными для цели практической реализации процедуры изъятия в условиях действия моратория на проведение контрольных (надзорных) мероприятий, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».
Законопроект № 523215-8 в случае его подписания вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
1.4. На сайте Официального опубликования правовых актов опубликован Федеральный закон от 25.12.2023 № 656-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» (далее – Закон №656-ФЗ)
(http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202312250055?ysclid=lr68f8sqln644643194&index=1)
Законом № 656-ФЗ закрепляются механизмы проведения юридическими лицами работ по региональному геологическому изучению недр. Участок недр будет предоставляться в пользование для этих целей на срок до 3 лет. Изучением смогут заниматься предприятия с опытом не менее 5 лет.
В отдельных случаях право пользования недрами можно будет получить без аукциона (например, по решению регионального органа, принятому для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов). Потребуется заявка. Лицензия на пользование недрами по результатам рассмотрения заявки будет выдаваться после внесения разового платежа за пользование недрами в установленных случаях.
Настоящий закон вступает в силу с 1 сентября 2024 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок.
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
2.1. Комитет принял участие в межрегиональном семинаре-совещании по вопросам подключения к сетям газораспределения
27 декабря 2023 года в Доме Правительства Московской области состоялся семинар-совещание на тему «Проблемные вопросы контроля за соблюдением Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения. Применение статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
В мероприятии приняли участие ФАС России, Комитет по конкурентной политике Московской области, Московское областное УФАС России, территориальные органы ФАС России, АО «Мособлгаз», ГКУ МО «Региональный центр торгов».
С приветственным словом выступили: Алексей Азаренко – заместитель руководителя Московского областного УФАС России, Оксана Кузнецова – начальник управления по взаимодействию с территориальными органами и координации проектов по развитию конкуренции ФАС России, Вахтанг Кордзахия – заместитель руководителя Комитета по конкурентной политике Московской области.
В ходе мероприятия обсуждались проблемные вопросы о газификации Подмосковья, а также применения ст. 9.21 КоАП в рамках контроля за соблюдением правил подключения газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
От Комитета по конкурентной политике Московской области на семинаре-совещании выступила Ольга Воронина – начальник управления торгов ГКУ МО «Региональный центр торгов» с темой: «Выявление объектов газораспределительных сетей и их охранных зон на земельных участках, вовлекаемых в хозяйственный оборот посредством торгов».
Работа по газификации населенных пунктов на территории Подмосковья будет продолжена.
Источник: https://easuz.mosreg.ru/news/2110
III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
3.1. Постановление Арбитражного Суда Западно-Сибирского округа по делу № А46-1291/2023
Индивидуальный предприниматель Архипов Алексей Петрович (далее – Архипов А.П.), индивидуальный предприниматель Архипов Владимир Петрович - глава крестьянского фермерского хозяйства (далее – глава КФХ Архипов В.П.) обратились в Арбитражный суд Омской области с заявлением к администрации муниципального образования Шараповское сельское поселение Марьяновского муниципального района Омской области (далее – администрация):
Решением Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования главы КФХ Архипова В.П. удовлетворены. Признано недействительным распоряжение администрации в части проведения открытого аукциона по продаже земельного участка по лоту № 3, признан незаконным отказ администрации в предоставлении главы КФХ Архипову В.П. земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, оформленный письмом; суд обязал администрацию заключить с главой КФХ Архиповым В.П. договор аренды земельного участка сроком на 5 лет.
В удовлетворении требований ИП Архипова А.П. о признании недействительным распоряжения № 2 в части лотов № № 1, 2, о признании незаконным отказа Администрации в предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, оформленного письмом, отказано.
Не согласившись с решением и постановлением, ИП Архипов А.П. обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в части отказа ему в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из материалов дела и установлено судами, спорные земельные участки образованы администрацией в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), для их последующей продажи или предоставления в аренду путем раздела исходного земельного участка, собственником которого являлось муниципальное образование Шараповское сельское поселение Марьяновского муниципального района Омской области.
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
Установив, что заявление ООО «Дружба» о проведении аукциона в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:12:090601:183, 55:12:090702:209 поступило в администрацию 29.12.2022, а заявление ИП Архипова А.П.
о предоставлении ему указанных земельных участков в аренду в льготном порядке на основании статьи 10.1 Закона № 101-ФЗ, при этом на дату поступления заявления ИП Архипова А.П. заявление ООО «Дружба» администрацией по существу рассмотрено не было, решение о проведении аукциона в отношении обозначенных земельных участков не принималось, а распоряжение № 2 вынесено уже после поступления в администрацию заявления ИП Архипова А.П., суды первой и апелляционной инстанции пришли к правомерному выводу о несоблюдении администрацией положений подпункта 17 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, в силу которых земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предметом аукциона в случае поступления в отношении такого земельного участка заявления о его предоставлении только в случае, если по соответствующему заявлению о предоставлении участка принято решение об отказе в его предоставлении. предпринимателя и до момента рассмотрения их по существу.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Архипов А.П. в качестве индивидуального предпринимателя зарегистрирован 31.01.2014, вместе с тем сведения о регистрации заявителя в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства в материалы дела не представлены, тогда как в 2014 году для государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе его главы в регистрирующий орган должно было быть представлено заявление по форме № Р21002, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.
Судами также отмечено, что соответствующие документы и сведения об осуществлении Архиповым А.П. деятельности в качестве КФХ не представлены и в ходе рассмотрения настоящего спора как в суде первой, так и в суде апелляционной инстанций, при этом и из текста заявления ИП Архипова А.П. от 10.01.2023 о предоставлении в аренду земельных участков, что указанное лицо обратилось в администрацию в статусе индивидуального предпринимателя без указания на осуществление заявителем деятельности в составе крестьянского (фермерского) хозяйства.
На основании изложенного судами обеих инстанций сделан соответствующий положениям статьи 10.1 Закона № 101-ФЗ вывод о том, что поскольку ИП Архипов А.П. не является ни главой, ни членом действующего КФХ, возможность предоставления указанному лицу испрашиваемых земельных участков в льготном порядке, установленном приведенной нормой, отсутствует.
Учитывая вышеизложенное то обстоятельство, что обжалуемое распоряжение администрации № 2 в части лотов № № 1, 2, вынесенное ранее рассмотрения заявления ИП Архипова А.П., не соответствует требованиям закона, в тоже время не повлекло нарушения прав и законных интересов предпринимателя, в связи с чем в удовлетворении заявленных им требований отказано правомерно.
Источник : Ссылка
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 730-55-50 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница