Прослушивание разговоров врачей с пациентами без их согласия признали законным

image

03.06.2024 4220

Генпрокуратура не станет оспаривать приказ Департамента здравоохранения Москвы о введении выборочной прослушки разговоров врачей с пациентами в поликлиниках. Надзорный орган не увидел в инициативе рисков нарушения врачебной тайны и давления на неугодных врачей, о которых предупреждали пациентские и профсоюзные сообщества, не поддержавшие инициативу ДЗМ. По мнению Роскомнадзора, получать согласие пациента на прослушку его приватных разговоров с доктором вовсе не обязательно.

Ответ Генпрокуратуры на депутатский запрос опубликовал в своем telegram-канале зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Куринный. «Приказ принят по результатам пилотного проекта по введению инструмента аудиоконтроля амбулаторного приема врача с учетом полученного положительного опыта и в целях обеспечения прав граждан на качественную медицинскую помощь», сказано в письме.

“Для осуществления каких функций или полномочий, предусмотренных законодательством, нужен аудиоконтроль не сообщается”, — прокомментировал письмо Генпрокуратуры Куринный.

Также его не удовлетворило отсутствие в ответе анализа законности сбора и хранения данных пациентов. Он не исключил, что московский проект — первый шаг на пути введения системы аудиослежения за работой докторов по всей стране и “продвижения критикуемого многими гражданами “цифрового рабства”. 

И поскольку контрольно-надзорные органы никакого криминала в приказе ДЗМ не усмотрели, единственная инстанция, где его можно попробовать обжаловать, — российский «справедливый и независимый суд», подытожил в прошлом врач-хирург Куринный.

О планах ДЗМ записывать, анализировать и спрашивать с врачей поликлиник за “неправильное” содержание разговоров с пациентами стало известно в конце прошлого года, о чем я тогда писал. Мотивами для ведения аудиоконтроля называли желание «повысить доверие между врачами и пациентами», стремление создать «новую культуру общения» (хочется понять, чем старая культура не угодила) и поступление жалоб «на формальное, не всегда уважительное отношение» с обеих сторон: от пациентов и докторов. 

Общественные организации по разному оценили новеллу. Президент НП «Национальное агентство по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе», советник страховой медицинской организации «Капитал-МС» Алексей Старченко и сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв, что она в состоянии стать эффективным инструментом контроля за качеством медицинской помощи. Впрочем, они не исключили рисков утечек данных.

Президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский и сопредседатель Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал, напротив, полагают, что приказ напрочь разрушает принцип врачебной тайны, юридически не проработан и может использоваться для давления на неугодных врачей (работаешь не по стандарту — получаешь выговор).

Подавляющее большинство (92%) опрошенных врачей высказались категорически против ведения аудиозаписи и контроля содержания диалога врача с пациентом. Две трети сообщили, что считают данную затею «издевательством над персоналом и пациентами».

"Разделяю мнение россиян, что применение аудиозаписи противоречит не только главному закону страны, но и в сущности медицинской практике и клятве Гиппократа. Письменный отказ пациента от аудиозаписи во время приема у врача, по исполнении ст. 24 Конституции России, должен быть прямым запретом, который медицинская организация не вправе преодолеть, под угрозой приостановления, прекращения действия лицензии", — сказано в обращении депутата Госдумы Ирина Филатова к министру здравоохранения Михаилу Мурашко.

«Я так полагаю, что должно быть, в любом случае, какое-то письменное согласие на проведение аудиозаписи приема, по аналогии с другими сферами. Потому что это, мне кажется, не будет работать без отдельного письменного согласия. Обычно мы даем согласие у врача на медицинское вмешательство, а здесь — на аудиозапись. По общей логике, требуется отдельное согласие», — констатировал адвокат, партнер компании «Королёв и партнеры» Иван Кузьмин.

Если же пациент откажется подписывать согласие на аудиозапись приема, правильным решением было бы провести после этого прием без аудиоконтроля, убежден юрист.

Однако, как я уже писал выше, у надзорного органа иное мнение на сей счет. Роскомнадзор считает, что обработка персональных данных пациентов в данной ситуации подпадает под исключения из Федерального закона № 152-ФЗ и не требует согласия пациента.

В начале этого года, под общественным давлением Депздрав внес изменения в приказ об аудиоконтроле «для гарантии обезличенности и безопасности». В документе уточнили, что записи будут храниться не более одного месяца, обособленно от электронной медицинской карты, без привязки к данным приема и персональным данным пациента и врача. Само собой, медорганизация будет нести ответственность за соблюдение режима врачебной тайны. 

Департамент также заявил, что в ходе «пилотного» применения “прослушки” в двух городских поликлиниках были выявлены ошибки, проведена работа по их исправлению, что в конечном счете поможет повысить качество работы ЛПУ.

ДЗМ даже предоставил эти данные газете “Коммерсант”: 81,7% записей не содержали блок «завершение приема», в котором врач убеждается, что пациенту понятны назначения и рекомендации; в 55% записей не удалось идентифицировать осмотр пациента. Были претензии и к тому, что многие доктора не уделяли достаточно внимания рекомендациям по образу жизни пациента и профилактике заболеваний. По мнению организаторов пилота, эти недостатки говорят о недостаточном уровне следования принципам ценностей: профессионализма, пациентоориентированности, уважения, доверия, доброжелательности и командной работы.

Машинная аналитика записей 45996 приемов, проведенных с отклонениями от стандартов, выявила, что в TOP3 ошибок входят:

После разбора полетов ситуация в поликлиниках — участниках эксперимента существенно улучшилась, сделал вывод ДЗМ. Так, количество приемов с оценкой «плохо» уменьшилось более чем вчетверо (с 1230 до 289), а с оценкой «хорошо», наоборот, увеличилось в девять раз (с 23 до 216). 

“Бывают случаи, когда пациенты недовольны результатами приема врача, — доктор был груб, не разъяснил назначения, не разъяснил тонкости диагноза или не полностью выслушал жалобы, был безразличен и так далее,— говорит главврач поликлиники №2 Москвы Наталья Шиндряева.— По результатам пилота, который проводился в нашей поликлинике, мы заметили, что пациенты стали получать больше информации о своем диагнозе, о своем здоровье. А если есть доверие, то пациент более трепетно соблюдает рекомендации и приверженность лечению”. 

Что касается врачей, то по мнению спикера, они стали более собранными, внимательными и доброжелательными. 

Стоп слова и стоп действия для врачей, осуществляющих прием в государственных поликлиниках

Содержащиеся в приказе рекомендации предписывают врачу:

– проявлять к пациенту «вежливость, доброжелательность, корректность и участие»;
– задать уточняющие вопросы о цели посещения и выслушать ответы;
– задавать вопросы «в доступной для пациента форме», при
необходимости разъяснять пациенту сказанное;
– внимательно изучить электронную карту пациента;
– донести до него важность всего объема назначенного лечения.
Во время приема, согласно документу, недопустимы:
– насмешки и подшучивание над пациентом;
– критика пациента, родственников пациента, коллег, руководства;
– использование сложной профессиональной терминологии, которая может подчеркнуть, что пациент в медицине ничего не понимает.

Список стоп-слов, которые приведены в приказе, невелик и содержит слова «девушка, женщина», «молодой человек, мужчина», «не получится», «ваша проблема», «невозможно», «нет, нельзя», предложения «Стоп!», «Хватит!», «Достаточно!», «Ясно!», обращения «Да, входите, слушаю» (вместо этой фразы приказ предписывает здороваться), «Что у Вас», «Здрасьте», повелительно-односложные «сядьте», «встаньте», «разденьтесь».

Вадим Винокуров

   


Другие публикации в этой рубрике: Пространство дискуссий
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"
Нефопам р-р д/ инфузий и внутримышечного введения 10мг/мл 2мл №2 шприц-тюбик (аналог Акупан)

Пространство дискуссий

image
На БАД вводят рецепты
image
Россиян защитят от подделок презервативов с помощью маркировки
image
В новый нацпроект “Семья” добавят программу по молочным кухням
image
Родители пожаловались в Генпрокуратуру на нарушение конституционных прав непривитых детей
image
Как вернуть деньги за билеты, если поездка не состоялась из-за болезни пассажира или его близкого родственника?
image
Почему Минздраву не дают запретить продажу “вкусных” вейпов
image
ВОЗ предупредила об эпидемии деменции
image
Минздрав составил список запрещенных и опасных для водителей лекарств

Медицинский видеолекторий

image
Синдром дырявого кишечника
image
Инсулинорезистентность: особенности заболевания и возможности коррекции
image
Главное правило долгожителей и просто здоровых людей – пить много воды, но обязательно учитывать коэффициент диссимметрии
image
Преждевременное старение и какое влияние на этот процесс оказывают AGEs (конечные продукты гликирования)

PROздоровье

image
Как лучше питаться в жаркую погоду: советы диетолога
image
Что будет, если отказаться от алкоголя?
image
Врач назвала первые признаки рассеянного склероза
image
Помогает ли парацетамол от зубной и головной боли?
image
Перечислены симптомы, которые указывают на недостаток цинка в организме
image
Обнаружена связь между склонностью к прокрастинации и пессимистичным взглядом на жизнь
image
Развеян миф о том, что кокосовое масло отбеливает зубы
image
Что делать, если ребенок остро реагирует на критику
image
Старение ухудшает состояние кишечного микробиома, вызывая воспаление в организме
image
Грибок и стафилодермия грозят при использовании чужого полотенца, заявила врач
image
Врач рассказал, каких животных надо опасаться в море
image
Россиянам рассказали, как предотвратить облысение у мужчин
image
Признаки деменции научились выявлять по речи
image
Врач напомнил об опасности сильных течений при купании в море
image
Как помочь ребенку, если в самолете закладывает уши
image
Почему ваш ребенок боится воды и нужно ли с этим что-то делать

Новости

image
ЕС заключил контракт на поставку более 40 млн доз вакцины против птичьего гриппа для 15 стран
image
Роспотребнадзор разработал форму для оценки соискателя лицензии по услугам дезинфекции
image
Центр поддержки грудного вскармливания открылся в Наро-Фоминском ПЦ
image
Минздрав Подмосковья рассказал о работе медорганизаций в День России
image
В Люберцах детские хирурги извлекли булавку из кишечника 2-месячного ребенка
image
Почти 40 тыс. человек стали донорами в Подмосковье с начала года
image
Врачи из региональных медорганизаций положительно оценили московские ИИ-сервисы
image
В России среднемесячная зарплата врачей выросла на 11,4 тыс. рублей в 2023 году
image
На бесплатные лекарства, медицинские изделия и лечебное питание для льготных категорий граждан будет направлено еще свыше 1,8 млрд рублей
image
На бесплатные лекарства для льготников выделят почти 1,8 млрд руб
image
Суммарная доля онлайн-канала российской фармрозницы за полгода выросла вдвое
image
ФАС согласовала цены на новые препараты для борьбы с рассеянным склерозом
image
Собянин открыл приемное отделение Морозовской больницы после реконструкции
image
Балашихинские врачи напомнили о правилах безопасности на даче
image
Резиденты ОЭЗ «Дубна» экспортируют продукцию более чем в 100 стран мира
image
Почти 130 тыс. жителей Подмосковья прошли онкоскрининг слизистой полости рта с начала года

Контакты

...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 730-55-50   mail@medargo.ru

Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница