Прослушивание разговоров врачей с пациентами без их согласия признали законным

image

03.06.2024 13424

Генпрокуратура не станет оспаривать приказ Департамента здравоохранения Москвы о введении выборочной прослушки разговоров врачей с пациентами в поликлиниках. Надзорный орган не увидел в инициативе рисков нарушения врачебной тайны и давления на неугодных врачей, о которых предупреждали пациентские и профсоюзные сообщества, не поддержавшие инициативу ДЗМ. По мнению Роскомнадзора, получать согласие пациента на прослушку его приватных разговоров с доктором вовсе не обязательно.

Ответ Генпрокуратуры на депутатский запрос опубликовал в своем telegram-канале зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Куринный. «Приказ принят по результатам пилотного проекта по введению инструмента аудиоконтроля амбулаторного приема врача с учетом полученного положительного опыта и в целях обеспечения прав граждан на качественную медицинскую помощь», сказано в письме.

“Для осуществления каких функций или полномочий, предусмотренных законодательством, нужен аудиоконтроль не сообщается”, — прокомментировал письмо Генпрокуратуры Куринный.

Также его не удовлетворило отсутствие в ответе анализа законности сбора и хранения данных пациентов. Он не исключил, что московский проект — первый шаг на пути введения системы аудиослежения за работой докторов по всей стране и “продвижения критикуемого многими гражданами “цифрового рабства”. 

И поскольку контрольно-надзорные органы никакого криминала в приказе ДЗМ не усмотрели, единственная инстанция, где его можно попробовать обжаловать, — российский «справедливый и независимый суд», подытожил в прошлом врач-хирург Куринный.

О планах ДЗМ записывать, анализировать и спрашивать с врачей поликлиник за “неправильное” содержание разговоров с пациентами стало известно в конце прошлого года, о чем я тогда писал. Мотивами для ведения аудиоконтроля называли желание «повысить доверие между врачами и пациентами», стремление создать «новую культуру общения» (хочется понять, чем старая культура не угодила) и поступление жалоб «на формальное, не всегда уважительное отношение» с обеих сторон: от пациентов и докторов. 

Общественные организации по разному оценили новеллу. Президент НП «Национальное агентство по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе», советник страховой медицинской организации «Капитал-МС» Алексей Старченко и сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв, что она в состоянии стать эффективным инструментом контроля за качеством медицинской помощи. Впрочем, они не исключили рисков утечек данных.

Президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский и сопредседатель Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал, напротив, полагают, что приказ напрочь разрушает принцип врачебной тайны, юридически не проработан и может использоваться для давления на неугодных врачей (работаешь не по стандарту — получаешь выговор).

Подавляющее большинство (92%) опрошенных врачей высказались категорически против ведения аудиозаписи и контроля содержания диалога врача с пациентом. Две трети сообщили, что считают данную затею «издевательством над персоналом и пациентами».

"Разделяю мнение россиян, что применение аудиозаписи противоречит не только главному закону страны, но и в сущности медицинской практике и клятве Гиппократа. Письменный отказ пациента от аудиозаписи во время приема у врача, по исполнении ст. 24 Конституции России, должен быть прямым запретом, который медицинская организация не вправе преодолеть, под угрозой приостановления, прекращения действия лицензии", — сказано в обращении депутата Госдумы Ирина Филатова к министру здравоохранения Михаилу Мурашко.

«Я так полагаю, что должно быть, в любом случае, какое-то письменное согласие на проведение аудиозаписи приема, по аналогии с другими сферами. Потому что это, мне кажется, не будет работать без отдельного письменного согласия. Обычно мы даем согласие у врача на медицинское вмешательство, а здесь — на аудиозапись. По общей логике, требуется отдельное согласие», — констатировал адвокат, партнер компании «Королёв и партнеры» Иван Кузьмин.

Если же пациент откажется подписывать согласие на аудиозапись приема, правильным решением было бы провести после этого прием без аудиоконтроля, убежден юрист.

Однако, как я уже писал выше, у надзорного органа иное мнение на сей счет. Роскомнадзор считает, что обработка персональных данных пациентов в данной ситуации подпадает под исключения из Федерального закона № 152-ФЗ и не требует согласия пациента.

В начале этого года, под общественным давлением Депздрав внес изменения в приказ об аудиоконтроле «для гарантии обезличенности и безопасности». В документе уточнили, что записи будут храниться не более одного месяца, обособленно от электронной медицинской карты, без привязки к данным приема и персональным данным пациента и врача. Само собой, медорганизация будет нести ответственность за соблюдение режима врачебной тайны. 

Департамент также заявил, что в ходе «пилотного» применения “прослушки” в двух городских поликлиниках были выявлены ошибки, проведена работа по их исправлению, что в конечном счете поможет повысить качество работы ЛПУ.

ДЗМ даже предоставил эти данные газете “Коммерсант”: 81,7% записей не содержали блок «завершение приема», в котором врач убеждается, что пациенту понятны назначения и рекомендации; в 55% записей не удалось идентифицировать осмотр пациента. Были претензии и к тому, что многие доктора не уделяли достаточно внимания рекомендациям по образу жизни пациента и профилактике заболеваний. По мнению организаторов пилота, эти недостатки говорят о недостаточном уровне следования принципам ценностей: профессионализма, пациентоориентированности, уважения, доверия, доброжелательности и командной работы.

Машинная аналитика записей 45996 приемов, проведенных с отклонениями от стандартов, выявила, что в TOP3 ошибок входят:

После разбора полетов ситуация в поликлиниках — участниках эксперимента существенно улучшилась, сделал вывод ДЗМ. Так, количество приемов с оценкой «плохо» уменьшилось более чем вчетверо (с 1230 до 289), а с оценкой «хорошо», наоборот, увеличилось в девять раз (с 23 до 216). 

“Бывают случаи, когда пациенты недовольны результатами приема врача, — доктор был груб, не разъяснил назначения, не разъяснил тонкости диагноза или не полностью выслушал жалобы, был безразличен и так далее,— говорит главврач поликлиники №2 Москвы Наталья Шиндряева.— По результатам пилота, который проводился в нашей поликлинике, мы заметили, что пациенты стали получать больше информации о своем диагнозе, о своем здоровье. А если есть доверие, то пациент более трепетно соблюдает рекомендации и приверженность лечению”. 

Что касается врачей, то по мнению спикера, они стали более собранными, внимательными и доброжелательными. 

Стоп слова и стоп действия для врачей, осуществляющих прием в государственных поликлиниках

Содержащиеся в приказе рекомендации предписывают врачу:

– проявлять к пациенту «вежливость, доброжелательность, корректность и участие»;
– задать уточняющие вопросы о цели посещения и выслушать ответы;
– задавать вопросы «в доступной для пациента форме», при
необходимости разъяснять пациенту сказанное;
– внимательно изучить электронную карту пациента;
– донести до него важность всего объема назначенного лечения.
Во время приема, согласно документу, недопустимы:
– насмешки и подшучивание над пациентом;
– критика пациента, родственников пациента, коллег, руководства;
– использование сложной профессиональной терминологии, которая может подчеркнуть, что пациент в медицине ничего не понимает.

Список стоп-слов, которые приведены в приказе, невелик и содержит слова «девушка, женщина», «молодой человек, мужчина», «не получится», «ваша проблема», «невозможно», «нет, нельзя», предложения «Стоп!», «Хватит!», «Достаточно!», «Ясно!», обращения «Да, входите, слушаю» (вместо этой фразы приказ предписывает здороваться), «Что у Вас», «Здрасьте», повелительно-односложные «сядьте», «встаньте», «разденьтесь».

Вадим Винокуров

   


Другие публикации в этой рубрике: Пространство дискуссий
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Пространство дискуссий

image
Налог на вредные привычки: ВОЗ призвала повысить цены на алкоголь, сигареты и сладкие напитки
image
Где самые дешевые лекарства?
image
Время не лечит: в России хотят возродить лечебно-трудовые профилактории
image
Правительство предложило ввести должность “врач здорового долголетия”: зачем это надо?
image
Темная лошадка медицины: врачей просят проявлять не только онко-, но и ревманастороженность
image
Пациент не хочет лечиться: как убедить россиян жить долго и счастливо
image
Минздрав насчитал 83% здоровых школьников - родители в шоке
image
Что известно о директоре подмосковного фармзавода, задержанном за взятку чиновнику Минздрава

Медицинский видеолекторий

image
Программа 5R для нормализации функций ЖКТ
image
Семейное образование: сохранение здоровья, целенаправленность обучения и воспитания
image
Пищевая непереносимость, как она сказываются на качестве жизни и течении хронических заболеваний
image
Коллаген — почему его недостаток на себе можно почувствовать уже в 25 лет

PROздоровье

image
Фазы сна: врач объяснил, как устроен наш сон и что нарушает его циклы
image
Причины насморка в летнюю жару
image
Сезонный аллергический ринит: диагностика и лечение
image
Раскрыты четыре способа употреблять вызывающие вздутие продукты без последствий
image
Раскрыто простое и эффективное правило для борьбы с ленью
image
Назван порядок действий при тепловом ударе
image
Врач рассказала о неочевидном симптоме гастрита
image
Биолог назвал смертельно опасные сорняки на даче
image
Врач назвала симптомы солнечного удара
image
Врач рассказала, что аллергия может впервые возникнуть даже после 40 лет
image
Врач рассказала, когда опасно спать с мокрой головой
image
Как правильно хранить лекарства в летнюю жару: советы специалиста
image
Диетолог рассказала, что разборчивость в еде у детей может быть наследственной
image
В чем опасность кондиционеров во время жары: мнение эксперта
image
Врач назвала продукты, богатые антиоксидантами
image
Врач рассказала, как пережить жару без ущерба для здоровья

Новости

image
Более 6 млн электронных рецептов на льготные лекарства оформили в Подмосковье
image
Московские врачи оформили более 75 миллионов электронных рецептов за четыре года
image
Неонатальный скрининг в Подмосковье прошли почти 33 тыс. новорожденных
image
Видновские врачи спасли 3-летнюю девочку, которая решила попробовать гель от муравьев
image
Парк «Ходынское поле» приглашает заняться серфингом на искусственной волне
image
В Сергиевом Посаде врачи спасли мальчика, которого мужчина ударил в шею ножом
image
Иностранные компании зарегистрировали в России два орфанных препарата
image
Госдума приняла закон о стратегически значимых лекарствах
image
ФАС согласовала цену на первый отечественный дженерик «Фостера»
image
Центр лекобеспечения намерен закупить для «Круга добра» четыре препарата
image
Минздрав определил особенности категорирования объектов КИИ
image
Подмосковный врач рассказала, как справиться со стрессом, если ваш рейс задержали
image
В МОДКТОБ спасли подростка, который наткнулся на мангал
image
Робот Светлана обработала более 4 млн звонков с начала года
image
Более 130 тыс. жителей отдаленных территорий проверили здоровье в мобильных комплексах
image
Почти 240 тыс. жителей Подмосковья прошли онкоскрининг полости рта

Контакты

...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 198-70-20   mail@medargo.ru

Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница