10.01.2025 2165
Стратегически значимые препараты попадут в особый список
В России хотят законодательно закрепить понятие перечня стратегически значимых лекарственных средств (СЗЛС), которые государство будет закупать в приоритетном порядке напрямую у производителей. Соответствующий законопроект Правительства находится на рассмотрении Госдумы. По мнению экспертов, отсечение посредников даст государству и отечественным фармкомпаниям возможность договариваться вдолгую о приемлемых для обеих сторон ценах и позволит индустрии развиваться. В теме разбиралась «Парламентская газета».
Выгодно всем
Порядком и критериями формирования перечня СЗЛС займется Правительство. В кабмине уверены, что изменения благоприятно отразятся на отечественной фарминдустрии, поскольку «направлены на обеспечение востребованного производства препаратов, включенных в перечень, что, в свою очередь, должно гарантировать стабильность наличия рабочих мест на указанных производствах и социальных гарантий».
Иными словами, власти хотят стимулировать производителей разрабатывать нужные стране препараты, чтобы обеспечить стратегическую лекарственную независимость, что вписывается в Стратегию развития фармпромышленности на период до 2030 года «Фарма-2030», утвержденную главой Правительства Михаилом Мишустиным в 2023 году.
«Выиграют от этого обе стороны: и фармкомпании, и государство. Первые будут понимать, что данные препараты будут закупаться по госконтрактам для бесплатного обеспечения пациентов, а это крупные по объему закупки, так что цены для государства будут ниже», — сказал «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Леонов.
Уже сейчас по ряду нозологий лекарства закупают на федеральном уровне и затем распределяют по регионам, пояснил парламентарий. В этой схеме нет посредников-перекупщиков, что очень хорошо: если убрать их маржу, то фармкомпаниям и государству гораздо легче договариваться о приемлемых для обеих сторон ценах.
Кстати, Леонов напомнил, что фракция ЛДПР выступает за централизацию закупок для больниц вообще всех фармпрепаратов, чтобы регионам не приходилось проводить у себя дополнительные конкурсы.
Первая ступень суверенитета
Фарминдустрия — бизнес с длинным сроком окупаемости инвестиций в новые препараты: сначала три-четыре года уходит на разработку каждого, затем — годы испытаний, и далеко не факт, что новинка в итоге дойдет до рынка. Но если препарат с доказанной эффективностью попадет в перечень и будет закупаться по госконтрактам вдолгую, производитель сможет планировать разработку новых лекарств.
«Фармкомпании будут понимать, что они могут вкладывать деньги в организацию или расширение производства, потому что это окупится, и смогут формировать долгосрочные стратегии инвестиций на своих производствах. Уверен, производители будут вкладывать средства и реинвестировать прибыли именно в развитие данных линеек фармпрепаратов», — сказал Леонов.
Бизнес с парламентарием согласен. Вице-президент фармкомпании член-корреспондент РАН Дмитрий Кудлай сказал «Парламентской газете», что законопроект — первая ступень «в обеспечении стабильного производства ключевых средств терапии на территории России и достижении лекарственного суверенитета по важнейшим направлениям здравоохранения». Но отметил, что внесенный в Госдуму вариант отличается от того, что проходил общественные обсуждения.
«Текущая версия сокращена. Ключевой момент — исключение указания на то, что перечень СЗЛС формируется из препаратов, включенных в перечень Жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Потенциально это расширяет круг препаратов, которые могут войти в перечень СЗЛС», — пояснил эксперт. По его словам, исключено и указание на то, что уполномоченный орган власти вправе определять меры поддержки для препаратов из перечня СЗЛС.
«Это не исключает возможности введения таких мер, но эффективность инструмента может снижаться», — опасается Дмитрий Кудлай.
Уже с субстанциями
До «Фарма-2030» была Стратегия «Фарма-2020». Удалось не все, но результаты впечатляют: по данным Росстата, в 2009 году объем производства лекарств в России составлял 96 миллиардов рублей, а в 2022-м — 607,9 миллиарда, плюс 533,3 процента. Это очень хороший рост даже с поправкой на инфляцию.
И он продолжается: объем производства готовых препаратов в России за 11 месяцев 2024 года превысил 750 миллиардов рублей, а если считать в упаковках — более 3,7 миллиарда.
Но есть и более объективный показатель: в общем объеме потребления за тот же период доля лекарств, произведенных в России, увеличилась с 24,3 до 35,9 процента. Учитывая, что объем фармрынка в стране превышает два триллиона в год, чем больше доля российских производителей, тем лучше.
Цель новой стратегии — развитие производств полного цикла, начиная от создания субстанций. Глава Минпромторга Антон Алиханов на форуме «Биопром» в октябре прошлого года заявил, что с отечественными фармсубстанциями в России уже выпускается около 45 процентов международных непатентованных наименований, то есть того, что называют действующим веществом препарата. Министр уверен, что этот показатель необходимо нарастить.
По мнению Сергея Леонова, самыми вероятными кандидатами на включение в перечень стратегически значимых препаратов являются лекарства для лечения туберкулеза, гепатитов B и C, ВИЧ, онкологических заболеваний.
Источник : Ссылка
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 730-55-50 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница