17.02.2025 1548
Не только производители медицинского спирта, но и другие предприятия, которые занимаются изготовлением лекарств, столкнулись с проблемами после введения с 1 января акциза на этанол. Одна из ассоциаций отечественных фармпроизводителей уже предупредила депутатов Госдумы, что если в ближайшее время не внести поправки в Налоговый кодекс РФ, цена на самые разные препараты неизбежно полезут вверх.
Совсем недавно я писал статью Spiritus fortis: куда и почему пропал медицинский спирт. Суть ее сводилась к тому, что в начале года дистрибьюторы столкнулись с невозможностью закупить лекарственное средство медицинский спирт (международное непатентованное наименование этанол) в упаковке по 100 мл. Ситуация возникла в результате введения акциза на этиловый спирт. Ряд фармпроизводителей попросту не успели сделать перерасчет стоимости и зарегистрировать новую цену. Когда пару лет назад это новшество только обсуждалось, фарминдустрия предупреждала о росте цен на все лекарства, кажется, эти прогнозы начинают сбываться.
Налоговые инспекции в регионах требуют от фармпроизводителей подтвердить право собственности на технологическое оборудование, используемое в производственном процессе, чтобы предприятия впоследствии имели возможность получить налоговый вычет. Это создает дополнительную нагрузку на бизнес, рассказала председатель Координационного Совета, исполнительный директор Национальной ассоциации производителей фармацевтической продукции и медицинских изделий (Национальная ассоциация «АПФ») Надежда Дараган во время «круглого стола» в Госдуме, который прошел 11 февраля.
Согласно п.4 ст.179.2 Налогового кодекса РФ предприятия, совершающие операции с этиловым спиртом, могут получать свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с этиловым спиртом, которое послужит основанием для получения налоговых вычетов из исчисленной суммы акциза. Однако данное свидетельство выдается только при наличии в собственности организации мощностей по производству, хранению, отпуску лекарственных средств и медицинских изделий, для производства которых используется спирт этиловый, и при наличии лицензии на производство, пояснила Дараган.
Органы ФНС на местах требуют представления перечня абсолютно всего оборудования предприятия, подтверждения его приобретения, а иногда даже выезжают на место для проверки. Таким образом возник дополнительный административный барьер для производителей лекарственных средств и медицинских изделий, подчеркнула руководитель Национальной ассоциации «АПФ».
Она обратила внимание депутатов Госдумы на то, что многие предприятия, выпускающие лекарственные средства, располагаются на территории технопарков, технополисов, которые имеют соответствующий официальный статус и предоставляют выгодные условия для ведения научно-производственной, инновационной деятельности для своих резидентов.
«Сегодня мы провели ВКС-встречу с представителями около 30 предприятий, входящих в нашу ассоциацию, и все сказали, что столкнулись с подобной проблемой», – резюмировала эксперт.
Стоит понимать, что этанол широко используется в фармпроизводстве, а не только при изготовлении настоек, экстрактов и концентратов из лекарственного растительного сырья. Он может выступать и в качестве неводного растворителя, то есть использоваться в качестве компонента многих растворов для инъекций. Например, для получения инъекционных растворов гидрокортизона, ряда сердечных препаратов. Он может быть нужен в качестве промежуточного растворителя, иными словами, в процессе приготовления растворов некоторых противоопухолевых препаратов, нерастворимых ни в воде, ни в маслах. Даже может выступать в качестве вспомогательного вещества в производстве таблеток (используется для гранулирования гигроскопичных порошков). Наконец, фармацевтическую субстанцию этанола применяют для промывки оборудования. Иначе говоря, новая административная нагрузка так или иначе касается всех.
“Получается так, что Минпромторг выезжает с проверкой на предприятие, все там проверяет, смотрит, выдает лицензию, а ФНС не доверяет Минпромторгу и его сотрудники едут сами, смотрят или требуют документы”, - пояснила Дараган.
По ее словам, уже есть прецеденты, когда фармпредприятиям отказали в выдаче свидетельства, потому что какая-то большая технологическая установка там была смонтирована еще в 2010 году, и подтвердить право собственности на каждый ее фрагмент, вплоть до гаек, предприятие за давностью лет не смогло.
Ассоциация просит инициировать внесение изменений в статью 179.2 НК РФ. В противном случае предприятия, имеющие действующие договоры аренды на производственные мощности, будут вынуждены уплачивать акциз на спирт, что приведет к увеличению сначала себестоимости выпускаемой продукции и далее цены на нее для конечного пользователя, предупредила Дараган.
“Ваши предложения мы обязательно посмотрим, – пообещал модератор «круглого стола» депутат Госдумы Владимир Петров. — Я думаю, что решения по итогам сегодняшнего заседания будет достаточно для того, чтобы появилась соответствующая законотворческая инициатива. Мы постараемся упростить ситуацию, потому что законы пишутся для этого, чтобы люди были здоровы. Если лекарства прекращают выпускать, потому что что-то там ФНС… надо сесть и разбираться. Это неправильный подход. Сама по себе логика изначально неправильная. Что выше: ФНС или здоровье человека?”
Впрочем, надо понимать, что поправки такого рода в федеральный закон быстро не принимаются. На это потребуется время. Как будут выкручиваться фармпроизводители, мы, как пациенты, сможем ощутить, придя в аптеку за очередной покупкой.
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 198-70-20 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница