06.12.2024 2141
Производители лекарственных средств и медицинских изделий планируют объединить усилия для системной борьбы с распространением контрафактной продукции при поддержке правоохранительных органов. Сегодня, по данным исследования консалтинговой компании «Право на здоровье» только в сегменте инъекционной косметологии обращается от 10% до 55% нелегальной продукции в зависимости от сегмента препаратов. Но таких примеров гораздо больше. Заинтересованные стороны намерены создать «дорожную карту», которая позволит эффективно противодействовать серому рынку, о чем было заявлено на конгрессе «Право на здоровье» этого года.
Теневой сегмент рынка лекарств и медицинских изделий продолжает расти, особенно в менее контролируемых секторах, таких как эстетическая косметология. И хотя, как показало новое исследование компании «Право на здоровье», почти половина потребителей (49,3%) всегда знают, какие препараты для процедуры использует их врач, каждый пятый (22,6%) все же слепо доверяет специалисту. Кроме того, экономический фактор выбора процедуры также может иметь значение.
«Потребитель голосует рублем всегда. И хотя один из самых важных инструментов – это просветительская работа, победить просвещением желание сэкономить невозможно, - рассуждает Татьяна Ларина, советник практики, фармацевтики, медицины и биотехнологии компании Nextons. - У нас, бесспорно, есть механизмы контроля за оборотом незарегистрированных, фальсифицированных средств, предусмотрена соответствующая ответственность. Но доля серого рынка остается большой, мы продолжаем видеть рекламу медицинских услуг в профилях социальных сетях, а например, филлеры, которые являются медицинским изделием, свободно продаются на рынке как косметические средства».
По данным проведенного ранее исследования компании «Право на здоровье» по серому рынку косметологии, в сегменте биоревитализации соотношение легальных и нелегальных препаратов составляет 58% и 42%, в сегменте филлеров объем серых препаратов составляет 20%. В части ботулотоксинов, несмотря на то что доля серого рынка с этой категории чуть меньше 10% (8,2%), имеет место и иная проблема: продажа продукции, зарегистрированной как лекарственное средство, через форумы косметологов, на сайтах учреждений, не имеющих лицензии на фармацевтическую деятельность.
Кроме того, порядка 55% поверхностных анестетиков, например, лидокаина, в России находятся в нелегальном обороте. Например, в 2023 году в медицинской практике применялись 3 официально зарегистрированных препарата и 22 препарата без подтвержденной регистрации. По мнению Марии Ястребовой менеджера по юридическим вопросам, этике и стандартам ведения бизнеса АО «Акрихин», некоторые частные клиники и частные косметологи закупают препараты нелегального производства в том числе и через маркетплейсы, а о последствиях влияния таких препаратов на здоровье человека можно только догадываться. «Если мы посмотрим на медицинскую характеристику лидокаина, то поймем, что в случае избыточного нанесения лекарства под кожу, у пациента может наступить токсический шок, который может привести к летальному исходу, и такие случаи были», - отмечает эксперт.
По словам Никиты Филиппова, заведующего МГКА «Бюро адвокатов «Де-юре», именно рынок интернет-торговли, особенно маркетплейсы, остается практически нерегулируемым, хотя на него приходится от 20 до 70% продаж того или иного препарата или медицинского изделия. Меж тем маркетплейсы не обязаны блокировать контрафактные товары по заявкам легальных производителей, и даже если карточка недобросовестного продавца удаляется, товар часто появляется спустя время в новой. Наказание же, как правило, таких продавцов часто остается слишком мягким и больше касается административных решений, особенно если оборот реализуемой продукции не превышает 100 тыс. рублей, а в общей статистике уголовных дел по этому направлению до приговора доходят лишь единицы. «Необходимо обязать маркетплейсы реагировать на обращения о контрафакте, блокируя конкретных поставщиков. При этом обращающиеся должны предоставлять подтверждение своих прав и финансовые гарантии, чтобы избежать недобросовестной конкуренции», - уверен Никита Филиппов.
Тем не менее Росздравнадзор регулярно принимает и обрабатывает сигналы о контрафакте, проводит проверки и контрольные закупки. «Когда производитель выявляет схожую со своей продукцию в части контрафакта, фальсификата, ему необходимо направить в адрес Росздравнадзора информацию для проверки. В случае подтверждения факта нарушения ведомство проводит проверку», - рассказывает Нальбий Кушу, начальник отдела государственного контроля за обращением медицинских изделий Территориального органа Росздравнадзора по г. Москве и Московской области. - При выявлении мы руководствуемся федеральными законами и постановлениями правительства, непосредственно взаимодействуем с органами правоохранительными – МВД и Следственным комитетом, если в результате незаконного оборота сбыт продукции составил более 100 тыс. рублей».
Но очевидно, что этой работы недостаточно. Сегодня недобросовестные продавцы, отделавшись предупреждением или незначительным штрафом, вскоре возвращаются на рынок и продолжают активно реализовывать свой товар, в том числе и через различные маркетплейсы. Противостоять им нужно комплексно, объединив усилия как регуляторов, так и непосредственно самих добросовестных производителей и дистрибьюторов.
Сегодня отдельную работу, помогающую эффективно противостоять контрафакту, ведет Ассоциация импортеров косметологической, косметической и медицинской продукции (АИККМП). «Нами создан Telegram бот, который имеет связь с реестром Росздравнадзора, позволяющий четко получить ответ, зарегистрировано ли официально то или иное изделие или нет. Им могут воспользоваться пациенты, медицинский персонал клиник, и даже маркетплейсы при желании могут выяснить, имеют ли данные изделия регистрационное удостоверение. В будущем он будет интегрирован с искусственным интеллектом, что упростит проверку для пациентов, врачей и маркетплейсов», - рассказывает Евгения Зиновьева, член правления АИККМП.
Тем не менее, участники соответствующей сессии конгресса «Право на здоровье» сошлись во мнении о том, что работа по борьбе с серым рынком лекарственных средств и медицинских изделий должна быть более эффективной, а систему государственного контроля нужно продолжать развивать. Для этого необходимо наладить более тесное сотрудничество между производителями, продавцами, регулирующими и правоохранительными органами. Уже в ближайшее время будет разработана «дорожная карта», которая даст всем заинтересованным сторонам понимание того, как действовать в случае выявления недоброкачественного или поддельного изделия и как не допустить его повторного появления в обороте.
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 730-55-50 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница