05.01.2023 11637
Пандемия коронавирусной инфекции закончилась так же неожиданно, как началась. Официально она еще продолжается, но еще в марте ВОЗ прогнозировала ее конец в 2022 году, а в сентябре - констатировала снижение количества смертей, связанных с COVID-19, до самой низкой отметки с марта 2020 года. Казалось бы, хорошая новость, но, говорят, есть те, кого она отнюдь не порадовала. Это компании, которые вложились в разработку и производство фармсубстанций, лекарств и вакцин.
В течение двух лет пандемии наблюдался стремительный рост продаж портфеля лекарств от Covid-19, но сейчас отрасль обременена огромными запасами сырья и препаратов, используемых при коронавирусе. Так, в Индии фармацевтические компании располагают огромными запасами лекарств от Covid-19, включая противовирусные препараты: Фавипиравир, Молнупиравир и Ремдесивир, Тоцилизумаб, а также витамины и биодобавки, такие как витамин С и Цинковит, которые пользовались огромным спросом во время подъема заболеваемости коронавирусом. Созданный резерв совершенно не соответствует текущему спросу. Потребуется от шести до восьми месяцев, чтобы распродать остатки, и это при благоприятном прогнозе. В худшем случае препараты и БАД придется списывать и уничтожать, что для компаний означает потерянную выгоду и прямые убытки.
Среди производителей противовирусных препаратов больше всего могут пострадать те компании, которые располагают значительными запасами Молнупиравира и Ремдесивира, отмечают аналитики. Для небольших предприятий это станет серьезным ударом.
В США, выступая на телефонной конференции пару недель назад, генеральный директор AstraZeneca Паскаль Сорио заявил инвесторам, что глобальная выручка от вакцины Vaxzevria за III квартал упала на 83%: до 173 млн долларов.
И «АстраЗенека» не одинока. Продажи вакцин Moderna сократились на 32%: до 3,36 млрд долларов, в то время как выручка BioNTech снизилась на 43% до 3,49 млрд долларов.
«Конкуренция между Pfizer, BioNTech и Moderna усилится в постпандемической среде просто из-за сложных годовых показателей, поскольку выручка и прибыль, связанные с Covid-19, значительно снизятся в течение следующих нескольких лет и создадут значительные препятствия для роста», — отметил руководитель глобального сектора здравоохранения в Third Bridge Group Ли Браун.
Есть сведения, что не все так благоприятно и в России. У некоторых фармпредприятий на складах лежит без дела продукция, произведенная под Covid-19 на сотни тысяч, а в некоторых случаях - даже на миллионы рублей. Смогут ли они ее продать, или им придется уничтожить ее по истечению срока годности, заплатив еще за ее безопасную утилизацию, - вопрос, который их беспокоит, но который они не хотят обсуждать публично. Слишком уж “чувствительная” эта тема для общества.
Некоторые представители отрасли на условиях анонимности признают, что поддались “уговорам” Минпромторга нарастить мощности, чтобы удовлетворить повышенный во время пандемии спрос, а в итоге оказались с “полными закромами ненужных лекарств”.
Однако большинство участников рынка склоняются к тому, что проблема коснулась единичных игроков и не сможет негативно отразиться на всей отрасли.
“Таких производителей, у которых “подвисли” лекарства и которые не знают, куда их девать, - раз, два, и обчелся, - прокомментировал medargo.ru генеральный директор Ассоциации Российских фармацевтических производителей (АРФП) Виктор Дмитриев. - Речь идет о тех, кто выпускал вакцины и специфические препараты для лечения новой коронавирусной инфекции. Но разговор о том, что они как-то пострадали, мне кажется, не совсем корректен, потому что во время пандемии они продавали их по хорошим ценам. И то, что у них “висит”, они тоже “отобьют”.
По антибиотикам всегда есть спрос, подчеркнул спикер. Так что, по его мнению, даже если какие-то наименования и были произведены с избытком, сроки годности антибиотиков позволяют спокойно реализовать их в ближайшее время.
“Под пандемию производился относительно небольшой ассортимент препаратов, - сообщил medagro.ru директор по развитию компании RNC Pharma Николай Беспалов. - Это вакцины, арбидол, специфические противовирусные (типа фавипиравира и молнупиравира), препараты типа “Артлегии” и “Илсиры”, антибиотики (азитромицин в основном, левофлоксацин), дексаметазон, витамин Д, парацетамол. Это, наверное, самое основное”.
Часть из этих препаратов была востребована лишь на ранних стадиях пандемии, напомнил эксперт, а потом спрос стал сходить на нет, в частности, это было связано с мифами о пользе парацетамола и вреда ибупрофена, включение азитромицина в клинические рекомендации, а потом исключение его оттуда и т.д.
“В общем, это не глобальный какой-то ассортимент, а фактически несколько десятков наименований, для всего рынка это относительно незаметная величина, даже с учетом очень высоких объемов производства”, - заверил Николай Беспалов.
По его словам, когда стало очевидно, что заболеваемость сокращается, и начал снижаться объем заявок от оптовиков, предприятия начали корректировать свои производственные планы, вплоть до полного прекращения выпуска отдельных препаратов с тем, чтобы не допустить затоваривание складов.
К тому же COVID-19 же пока не сошел на нет полностью, уточнил эксперт. Общее количество тяжелых случаев сократилось, но общее число заболевших на пике возникновения очередного штамма было довольно высоким, специфичные и дорогие препараты в любом случае использовались.
“Что касается неспецифичных, того же “Арбидола” или парацетамола, если и были какие-то излишки, их довольно быстро использовали во время сезонного подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ – сейчас в стране наблюдается как раз высокий сезон, - подытожил Николай Беспалов. - А что касается антибиотиков – тут еще и фактор частичной мобилизации сказался, россияне довольно активно скупали их для личных аптечек”.
В целом, начиная с пандемии коронавирусной инфекции, привычные рыночные тенденции и сезонные пики потребления существенно трансформировались, указывают многие аналитики, и сегодня производителям приходится максимально оперативно и гибко адаптироваться к резким всплескам и падениям спроса, чтобы удержаться на плаву.
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 730-55-50 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница