18.01.2025 1027
Любому родителю легко попасть в ловушку между двумя состояниями в развитии ребенка – "он еще маленький, не стоит тревожиться" и "почему так долго ждали и тянули время". Вместе с детским речевым неврологом, главным врачом клиники "ДокторНейро" Кириллом Владимирович Грабовским выясняем, на какие тревожные сигналы стоит обратить внимание, чтобы не терять драгоценное время.
Врачи убеждены, что проблем всегда гораздо меньше в тех семьях, где с ребенком общаются, постоянно ведут диалог, помогают с рождения формировать активный и пассивный словарь. Вот почему различные занятия на развитие мелкой моторики, игры в мячик, пальчиковая гимнастика, разучивание стихов и чтение так важны. У любого малыша есть определенные этапы в развитии, "умения", которые он осваивает в том или ином возрасте. Что должно насторожить?
Ребенок в 2 месяца, видя любого знакомого взрослого, ведет себя равнодушно, не улыбается, не двигает активно ножками и ручками.
В 6 месяцев не проявляет эмоций и не издает звуков, когда чего-то хочет – например, чтобы взяли на ручки, покормили или дали любимую игрушку.
В 9-10 месяцев не играет в "повторюшку": не подражает звукам, не "звонит" по телефону, не хлопает в ладоши. Также отсутствует реакция, если взрослый на что-то показывает, чтобы вызвать интерес ребенка.
Малышу 11-12 месяцев, а он не машет ручкой на прощание и не мотает головой, если не хочет овощи на обед. Равнодушен, если мама просит показать в книжке зайчика или солнышко.
1 год: подражать любым новым словам и звукам, произносить от 5 до 10 простых слов, узнавать на фотографиях близких – бабушку, дедушку, сестру, понимать, что значит "нельзя" и выполнять просьбы "принеси", "найди", положи на место". Малыш уже способен самостоятельно пить из кружки, выполнять какие-то разученные ранее действия – например, катать машинку или укладывать куклу спать. Если ребенок пока не ходит самостоятельно, то уже должен хотя бы передвигаться у опоры. Стоит насторожиться, если он этого не делает и даже не пытается.
2 года: говорить простыми предложениями. По нормам речевого развития его словарь достигает 200 слов. Также ребенок способен понимать простые просьбы, владеть указательным жестом, проявлять яркий интерес к любым детским площадкам. Отсутствие любого из пунктов – повод обратиться к неврологу.
3 года: активно задает вопросы и отвечает на них, вступает в диалог. Ребенок познает мир, поэтому ему все интересно и все нужно знать. Появляется такое важное и значимое "я сам". Малыша увлекают различные развивающие сортеры, крупные пазлы из 4 частей, с помощью взрослого он может составить небольшой рассказ по картинке и рассказать, что делал днем. Малыш должен знать многих животных, названия транспорта и т.д. При любых отклонениях от нормы стоит проконсультироваться со специалистом.
4 года: малыш способен составить рассказ из нескольких предложений, правильно сосчитать до 10, классифицировать предметы по разным признакам. Ему не составит труда запомнить и рассказать легкую историю, которую прочитали мама или папа. Также он знает, что такое право-лево, вверх-вниз, спереди-сзади. Может ловить и бросать мяч.
5 лет: ребенок может одеваться и раздеваться самостоятельно, чистить зубы и умываться. Концентрация на интересной игре или каком-то занятии может длиться около 15 минут. Ребенок способен додумывать сюжет, склонять части речи, употреблять правильные по смыслу предлоги и время. Если он неправильно выговаривает некоторые звуки (как правило, это "р" и "л"), нужно обратиться к логопеду – желательно, чтобы до школы звукопроизношение не вызывало вопросов.
6-7 лет: ребенок уже отлично может рассказывать стихи, пересказывать сказки, запоминать не менее 9-10 предметов или слов. У него правильное звукопроизношение и окончания слов. Он начинает читать по слогам. Знает свое и родительские имена, фамилии и отчества, домашний адрес. Ребенок может удерживать внимание и не отвлекаться в течение 20 минут, складывать и вычитать в пределах 10, правильно держать карандаш и ручку.
! Конечно, очень большое значение имеет здоровый сон ребенка, правильное сбалансированное питание. Все это помогает в любом возрасте быть активным, преимущественно в хорошем настроении. Некоторые проблемы ребенок "перерастает", но в процессе компенсации могут произойти разные вторичные изменения или зафиксироваться изменения, которые должны уже были уйти. Поэтому очень важно проходить все плановые консультации, не ждать, когда случится "он перерастет", а вовремя начинать коррекцию и терапию.
Источник : Ссылка
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 198-70-20 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница