Логопед рассказала о нарушениях речи у детей и о том, как проверить словарный запас дома

image

08.10.2024 3112

По статистике, от 30% до 92% дошкольников и младших школьников в России страдают различными нарушениями речи. Им всем нужен логопед? Вот что говорит логопед-практик Елена Косиноова.

В 70–80-е годы о профессии «логопед» слышали разве что родители в больших городах. Большинство узнали о существовании таких специалистов из фильма «По семейным обстоятельствам» — фраза про «фефекты фикции» сразу же ушла в народ. Кстати, монолог логопеда в исполнении Ролана Быкова о причинах речевых нарушений остается актуальным и по сей день: «Вот вам и дефекты дикции… А почему? Нервы, засорение атмосферы, водоемов…».

Если серьезно, все причины логопедических нарушений можно разделить на две большие группы: условно медицинские и социальные.

Медицинские причины

Любая функция в нашем организме (а речь — это высшая психическая функция) обеспечивается работой определенных отделов нервной системы. Прежде всего — головного мозга. Для того чтобы у ребенка появилась и правильно развивалась речь, у него должна быть здоровая и зрелая нервная система. Если в процессе беременности и/или родов младенец испытал какие-то неблагоприятные факторы, то созревание будущих речевых центров может протекать с задержкой. Только к тому моменту, когда мы ожидаем первых слов и предложений, проблемы с беременностью и родами забываются, и взрослые не связывают задержку или речевые недостатки с событиями прошлых лет. Вывод какой? Если у ребенка есть проблемы с развитием речи, обращаться нужно не только к логопеду, но и к детскому неврологу. Он проведет обследование и скажет, нужна ли малышу помощь врача или можно обойтись только логопедическими занятиями.

Социальные причины

Речь в далекие времена появилась для общения. И развиться у ребенка она может только в процессе общения. К сожалению, многие взрослые не очень понимают, что стоит за этими словами. Речь на начальных этапах развивается только в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым на основе подражания с опорой на слуховое восприятие. Иными словами, чем меньше взрослые общаются с ребенком и реже используют для этого обычную «взрослую» речь, тем выше риск всевозможных нарушений и отклонений в говорении у ребенка.

Разговор или имитация общения?

Многие взрослые возразят: да мы с утра до ночи общаемся со своим ребенком! Но когда ко мне обращаются за помощью, я всегда стараюсь качественно проанализировать общение в семье. И часто вижу, что это лишь имитация. Да, ребенка возят по кружкам и развивающим центрам, учат его английскому, он смотрит познавательные шоу и т. д. Но все это не является настоящей совместной деятельностью!

Общение взрослого с ребенком должно проходить на основе ведущей деятельности, соответствующей возрасту. Например, с года основная ведущая деятельность ребенка — это освоение мира путем разных действий (на языке специалистов — предметно-манипулятивная деятельность). И если взрослый показывает ребенку, как строить из кубиков, какая крышка подходит к какой кастрюльке, учит его лазать, прыгать, ходить по лесенкам и при этом говорит с ребенком — это и будет качественная совместная деятельность. В 3 года ведущая деятельность — это игра. Вам может быт скучно играть с ребенком в больницу или следопытов, но именно в процессе такого общения формируется и развивается речь.

Формула для анализа

Зная, что речь развивается через общение в процессе актуальной для возраста деятельности, каждый родитель может проанализировать реальное положение вещей. В гаджете есть классная развивающая игра. А это совместная деятельность? Нет. Значит, стоит выбрать что-то другое.

Может, тогда займемся чтением? Ребенку уже 3 года, к тому же это совместная деятельность. Плохая идея — такая работа не соответствует возрасту и потребностям ребенка. Значит, мозг будет тратить огромное количество ресурсов на чтение и их не хватит на то, что на самом деле должно быть усвоено.

Самые популярные нарушения речевого развития

Чаще всего в современном мире диагностируются задержки речевого развития, системные нарушения речи (ребенок начинает говорить, но развитие речи идет неправильно, по патологическому пути), нарушения звукопроизношения, заикание, нарушения и трудности в освоении чтения и письма. Отдельная проблема — бедный или не соответствующий возрасту словарный запас.

Тест на словарный запас ребенка 5–6 лет

Первый тест. Попросите ребенка назвать (не показать, а назвать!) части целогокакого-то предмета: части лица и тела (брови, ресницы, затылок, подбородок и т.д.), части дерева (ствол, кора, ветки, почки), части чайника (носик, донышко и т.д.), части самолета, парусника и т.д. Часто можно услышать очень интересные варианты. Ресницы — это волосики, подбородок — борода или подбородник, ствол — столб и т.д.

Второй тест. Попросите ребенка рассказать, чем отличается стул от дивана, огурец от помидора или от баклажана. В идеале ребенок должен указать различия в цвете, форме, размере. Описать те части, которыми отличаются предметы.

Третий тест. Попросите ребенка объяснить любое слово: «стул», «огурец», «планшет», «ручка».

Почему это важно? Дело в том, что освоение русского письменного языка, со всеми его правилами и исключениями, должно опираться на четкие лексические и грамматические представления ребенка в практическом плане. То есть у ребенка должен быть богатый словарный запас. Это поможет ему, например, быстро подбирать проверочные слова.

У логопедов есть понятие «бытовой словарь». Ребенок может знать всех супергероев, динозавров и названия марок автомобилей, но если он не знает части дерева и где живут лесные звери, специалист диагностирует проблему. Чтобы этого не случилось, родителям важно помнить: в первые пять лет жизни человек способен запомнить столько слов, сколько не сможет запомнить в будущем.Поэтому с ребенком надо целенаправленно заниматься уточнением, обогащением и расширением словарного запаса.

Многие слова, которые учат с ребенком родители и педагоги, без надобности быстро забываются. Например, ребенок запомнил названия частей лица и тела человек. Как закрепить их? Можно предложить такое задание: расскажи, чем я отличаюсь от тебя, чем эта девочка отличается от мальчика. В подобные игры можно играть везде, сравнивать все, что видишь. И постепенно словарный запас будет накапливаться и обязательно пригодится в будущем.

Источник : Ссылка

   


Другие публикации в этой рубрике: PROздоровье
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Пространство дискуссий

image
Российские противораковые вакцины станут доступны пациентам в будущем году
image
Вам бутылку пустую или с физраствором? Кто и почему наживается на перебоях с поставкой жизненно важного препарата
image
Добавки не надо: как государство наводит порядок на рынке товаров для здоровья
image
От своих рук: суицид - третья причина смертности у людей в возрасте от 15 до 29 лет
image
Мы его теряем: почему российские пациенты «исчезают» на пути из больницы в поликлинику
image
Тихий прогульщик: чем и кому опасна микоплазменная пневмония
image
Тело в аренду: сколько зарабатывают добровольцы, участвующие в испытании лекарств
image
Совсем как настоящее: Минздрав обвинили в допуске на российский рынок антибиотика по поддельным документам

Медицинский видеолекторий

image
Программа 5R для нормализации функций ЖКТ
image
Семейное образование: сохранение здоровья, целенаправленность обучения и воспитания
image
Пищевая непереносимость, как она сказываются на качестве жизни и течении хронических заболеваний
image
Коллаген — почему его недостаток на себе можно почувствовать уже в 25 лет

PROздоровье

image
Врач рассказала, что бессонница повышает риск развития гипертонии на 60%
image
Врач напомнила, что детей раннего возраста особенно важно лечить в стационаре
image
Врач рассказала, что кисель нельзя пить при лишнем весе и диабете
image
Врач рассказала, почему не стоит есть фрукты перед сном
image
Почему иммунитет работает активнее в первой половине дня
image
Врач предупредил о последствиях прогулки с недосушенными волосами
image
Эндокринолог рассказала об опасности обезжиренных продуктов
image
Первые симптомы катаракты
image
Сухие пятки - причины, уход и лечение
image
Эфирное масло. Польза для зубов и десен
image
Чем опасна косметика с истекшим сроком годности
image
Врач назвал пять повышающих риск слабоумия лекарств
image
Стоматолог назвала новогодние закуски, которые не навредят эмали зубов
image
Главные минусы дженериков
image
Диетолог рассказала, что отказ от сладкого — не панацея для здоровья
image
Врач рассказала о полезных для здоровья новогодних блюдах

Новости

image
Представлен обзор аптечных продаж косметики для ухода за волосами
image
Минздрав продлит положение о комиссии по определению дефектуры препаратов из-за санкций
image
Несколько приказов Минздрава утратят силу в связи с новыми правилами регистрации медизделий
image
Новая поликлиника для взрослых и детей на 670 посещений в смену открылась в Балашихе
image
Новый маммограф заработал в Бронницкой больнице
image
Вопросы о профилактике ВИЧ-инфекции в рамках тематической «горячей линии» Роспотребнадзора задали более 23,6 тыс. россиян
image
Нарколог предупреждает: напитки и конфеты с запахом алкоголя ведут к зависимости
image
Видновский врач извлек из уха женщины инородный предмет, с которым она жила 76 лет
image
Лучик, Звездочка и Маша: «активные граждане» дали имена малайским медвежатам из Московского зоопарка
image
Столичные хирурги провели сложную операцию пациенту с комплексным поражением сонной артерии
image
Аналитики назвали сроки решения проблемы с дефектурой физраствора
image
В Госдуму внесен законопроект по мониторингу картельных соглашений
image
С 1 января поликлиники и больницы перейдут на работу по клиническим рекомендациям
image
Глава центра "Вектор" оценил перспективы победы над ВИЧ
image
Московские хирурги разработали и запатентовали уникальный метод лечения остеомиелита
image
В Совфеде одобрили освобождение врачей от наказания по статье 238 УК РФ

Контакты

...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 730-55-50   mail@medargo.ru

Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница