01.12.2024 634
Порой к психологам обращаются родители с вопросом: «Что делать, если в семье растет трусливый ребенок?».
Мы задали этот вопрос Марине Розеновой, доктору психологических наук, профессору кафедры научных основ экстремальной психологии факультета «Экстремальная психология» МГППУ.
Вопрос исходно не совсем корректный: что именно конкретный родитель понимает под словом «трусишка»? Здесь может скрываться субъективная концепция взрослого о смелости, которая сама по себе может быть неадекватна возрастным или индивидуальным особенностям ребенка: например, желание родителя иметь высокий статус среди других родителей за счет «безупречного» поведения ребенка или его способностей.
Это может создавать определенные опасности: например, ожидание и требования родителя, не учитывающие индивидуальную (физическую и психологическую) природу самого ребенка, создают опасность поведения, угрожающего здоровью или душевному равновесию ребенка, который будет стремиться оправдать родительские ожидания или остро переживать свое несоответствие этим ожиданиям.
Важно помнить: в детских возрастах (до 5 лет) дети особенно восприимчивы и уязвимы — любые сильные раздражители воздействуют на них гипертрофированно, вплоть до «родимчика» — сильной реакции испуга, следствием которой может стать заболевание или даже смерть ребенка.
Главные факторы формирования человеческой смелости — это:
Большую роль в развитии смелости играет система детско-родительских отношений: если родитель сам склонен подавлять личность и активность ребенка, пусть не ждет от него смелости. Такие родители могут получить не смелого, а безрассудного или психологически затравленного ребенка.
Если родители мало общаются с ребенком и мало обсуждают с ним разные жизненные ситуации, но при этом и не дают ему общаться достаточное количество времени со сверстниками, активность, смелость и отвага вряд ли смогут легко сформироваться.
Большое значение имеет пример родителя: ребенок идентифицирует себя со своими родителями, и если родитель сам выступает примером страхов или неадекватности, то ребенок может повторять эти модели поведения. Например, мама, которая постоянно говорит о своем страхе воды и даже на отдыхе, где рядом река или море, почти не подходит к воде (или только находится рядом с водой, но не купается), почти гарантированно передаст этот страх своим детям, которые, принимая мамину модель поведения, тоже станут бояться купаться. Детям в силу механизмов идентификации трудно отделить себя и свой личный опыт от опыта и личности родителя.
Многие родители полагают, что строгость или даже жестокость воспитания — лучший университет для формирования смелого человека. Это не так: при таком подходе можно сломать или исказить внутренний мир личности, с широким спектром неприятных последствий.
Другая крайность (характерная для высокотревожных родителей) — лишение ребенка любого опыта риска, вплоть до недопустимости получения даже царапины.
Лучший вариант воспитания для формирования смелого ребенка: быть заинтересованным и включенным в его жизнь, помогать и подсказывать, обучать разнообразным навыкам, делиться собственным опытом преодоления трудностей, поддерживать его инициативу, вселять уверенность и вдохновение.
Один из важных элементов формирования смелости — уважение к личности ребенка. Если родитель обесценивает достижения ребенка, когда у того что-то получается (по типу «Ну подумаешь, получилось, это легко, так каждый может»), но высказывает негативное порицание и лишает поддержки, когда что-то у ребенка не получается или получается плохо, — это подрывает фундамент уверенности в своих силах и не способствует формированию смелости.
Постоянное психологическое давление на ребенка (стимулирование чувства вины, негативные оценки, негативные сравнения с другими детьми) — также не лучший способ воспитания смелости, скорее, наоборот.
Если взрослые озабочены формированием смелости, надо помнить, что она тесно связано с развитием ответственности: не следует игнорировать необходимость включенности ребенка в дела семьи и предоставление ему возможности принимать участие в принятии семейных решений.
Если взрослые прислушиваются и учитывают мнение ребенка, это формирует у него необходимый уровень уверенности в себе как основы личностной смелости.
Домашние внутрисемейные обязательства, которые у ребенка есть (то есть зона его персональной ответственности) помогают чувствовать свою компетентность и силу. Детям, у которых в семье есть свои «зоны ответственности» (покупать определенные продукты, делать уборку, поливать цветы и т. п., что ребенку по силам), обычно — при прочих равных — легче проявлять смелое поведение, поскольку они уже имеют опыт преодоления собственных ограничений (лени, робости, нежелания).
Еще один значимый фактор формирования нашей смелости — умение держать слово, выполнять свои обещания. Это качество помогает нам выдерживать различные трудности, справляться с неприятностями ради достижения результата и сохранения лица перед другими. Здесь следует сделать оговорку: если родители сами не держат свое слово и демонстрируют наплевательское отношение к своей репутации, ребенок будет ориентироваться на поведение родителей.
Когда речь идет о требовании смелости, важно учитывать, здоровый перед вами ребенок или невротический. Требовать смелости от ребенка, у которого уже есть некоторая ослабленность ресурсов, недопустимо! Важно учесть, был ли опыт устрашения ребенка какими-то ситуациями (например, испуг от большой собаки): сначала необходимо его реабилитировать от таких испугов, а потом переходить к расширению опыта, в ходе которого и формируются потенциалы смелости.
Дайте ребенку почувствовать уверенность в себе, и проблема трусливости перестанет стоять на повестке дня.
Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.
Источник : Ссылка
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 730-55-50 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница