30.01.2025 652
Ознакомился я с отчетом Счетной палаты о государственном регулировании цен на лекарственные препараты в предыдущие годы. Сложно не согласиться с аудиторами относительно того, что система госзакупок лекарств и ценообразования на препараты списка ЖНВЛП имеет много изъянов и нуждается в донастройке. Я часто пишу об этом в своей колонке. Однако некоторые выводы аудиторов вызывают недоумение и нуждаются в широком обсуждении.
Сначала немного цифр. Отчет был опубликован по итогам 2024 года, однако в нем приводятся данные о расходовании средств бюджета в 2021-2023 годах. Всего на приобретение лекарств из Перечня ЖНВЛП за счет казны в обозначенный период в среднем ежегодно направлялось 662 млрд руб. Общий объем закупок медикаментов за счет бюджетных средств различных уровней составил 1 867,3 млрд руб. Объем выпуска лекарств основными производителями (кроме субъектов малого предпринимательства) в стоимостном выражении достиг 2 364,9 млрд руб. Объем производства лекарств в рублях в 2023 году в сравнении с 2021 годом вырос, что вполне логично, как минимум, имея ввиду инфляционные процессы.
Порядок формирования перечней лекарств (включая Перечень ЖНВЛП) носит заявительный характер, отмечают в Счетной палате. Механизм системного обновления перечней не предусмотрен, и об этой проблеме ранее неоднократно указывали и пациентские организации, и сами производители. Напомню, дошло до того, что в прошлом году российская фармкомпания «Биокад» подала в суд иск против замглавы Минздрава, который возглавляет комиссию по формированию перечней жизненно важных препаратов (ЖНВЛП) и “14 высокозатратных нозологий” (ВЗН). Истец добивался внесения в эти списки своих препаратов от склероза и обвинял чиновника в бездействии.
Также в прошлом году президент Владимир Путин поручил Минздраву ввести в Комиссию по формированию лекарственных перечней представителей пациентского сообщества. Сейчас члены пациентских организаций присутствуют на заседаниях комиссии и высказывают свою позицию по рассматриваемым для включения в перечни препаратам, но у них нет права участвовать в голосовании. И это, согласитесь, выглядит весьма нелепо.
Еще интересный факт, опубликованный в отчете Счетной палаты: в 2023 году 6,9% препаратов из Перечня ЖНВЛП не закупались заказчиками. Выходит, эти препараты не востребованы? Тогда было бы правильно оттуда их исключить и заменить новыми, более современными и инновационными.
Несмотря на все разговоры об импортозамещении и наращивании объемов производства отечественных препаратов, в закупках на российские медикаменты в 2021—2023 годах приходилось менее половины торгов (41,1%, или 594,1 млрд руб.). Уровень закупок иностранных лекарств составил:
Парадокс: 42% закупок лекарств из Перечня ЖНВЛП проводились по стоимости ниже установленной предельной отпускной цены. Среднее снижение стоимости таких закупок от предельной отпускной цены составило 32,1%, то есть на треть. Из этого следует, что установленные предельные отпускные цены на лекарства имеют признаки завышения, полагают аудиторы.
Лично меня всегда поражали такие торги: кто-то продает и поставляет лекарства себе в убыток? А как выживает? Как зарплату своим сотрудникам платит? Честно говоря, никогда не думал, что такой альтруизм носит столь массовый характер. Впрочем, по одной этой цифре я бы не стал делать вывод, что установленные предельные отпускные цены завышены. Это как средняя температура по больнице. Как я уже писал, при (пере)регистрации цены на препарат, при формировании конкурсной документации на торгах никто не учитывает расходы участников товаропроводящей цепи на логистику. То есть предполагается, что лекарство бесплатно едет в специальном автотранспорте, оборудованном фармхолодильниками, до конечного потребителя. Бесплатно хранится на складах (к слову, эта услуга подорожала в последнее время из-за дефицита складской недвижимости и квалифицированных кадров) и так далее. Совершенно не учитывается протяженность нашей страны, дороговизна поставок в труднодоступные и удаленные местности. Другой вопрос, что на одну и ту же продукцию разным производителям цену могут дать отличающуюся в два-три-четыре и более раз.
Порядок расчета предельной отпускной цены на лекарства не предусматривает осуществление достаточного контроля (в том числе в виде выездных проверок) за достоверностью и обоснованностью сведений, включенных производителем в расчет затрат на производство медикаментов. Это создает возможность предоставления недостоверной информации, указывают в Счетной палате. Что ж мой недавний разбор предельных цен на физрастворы этот тезис тоже в какой-то мере иллюстрирует, хотя и в другом контексте.
Аудиторы Счетной палаты критикуют длительные процедурные сроки рассмотрения документов — до 70 рабочих дней — при регистрации или перерегистрации предельной отпускной цены (при отсутствии возможности электронного документооборота), что затрудняет быстрый выход на внутренний рынок эффективных препаратов. С этим не поспоришь. Особенно отсутствие электронного документооборота удивляет. С одной стороны, кажется, на цифру перевели уже все что можно и нельзя, цифровая маркировка шагает огромными шагами, но вот этот участок почему-то до сих пор остается “аналоговым”. Как же так?
«Отдельные регионы закупают лекарственные препараты по ценам выше, чем соседние субъекты, что свидетельствует о необходимости повышения эффективности использования бюджетных средств. Использование механизма централизованных закупок призвано обеспечить консолидацию потребности в лекарственных препаратах и их эффективную закупку крупными партиями по минимальным ценам», — отметили в Счетной палате.
Это заблуждение - что во всех регионах лекарства должны стоить одинаково - я уже слышал из уст депутатов Госдумы. Почему-то никого не удивляет, что фрукты и овощи, мясо, другие продукты питания на юге, как правило, стоят дешевле, чем в северных регионах страны. И да, опять все дело в логистике и расходах на нее, в транспортном плече от производителя до потребителя. Даже в соседних регионах логистические расходы могут быть разными в силу особенностей (рельефа) местности. Да и расстояния внутри одного региона могут быть в разы больше, чем у соседа. Куда-то можно доставить груз по железной дороге, а куда-то - только вертолетом. И все эти факторы оказывают влияние на конечную стоимость поставок.
Что стало неожиданностью? По мнению Счетной палаты, одной из наиболее действенных мер повышения эффективности и экономии расходов на приобретение лекарственных препаратов является централизация госзакупок. Та самая, от которой власти отказались много лет назад. Напомню, что данная практика (централизация) очень не нравится Федеральной антимонопольной службе. Она много лет всячески боролась с регионами, которые издавали местные законы и передавали все полномочия по закупкам медикаментов, лечебного и детского питания местным “фармациям”.
При этом во время пандемии централизация закупок лекарств, медицинских изделий была введена чуть ли не в первую очередь.
«Предлагаю подумать над централизованной закупкой и формированием единого федерального резерва средств индивидуальной защиты медицинских работников, а также оборудования и лекарственных препаратов, применяемых при лечении коронавирусной инфекции, чтобы за счёт такого резерва можно было в оперативном порядке помогать регионам и медицинским организациям», – заявил Владимир Путин во время совещания о санитарно-эпидемиологической обстановке в России с оперативным штабом по борьбе с распространением пандемии.
Вскоре это предложение было реализовано, потому что по-другому просто нельзя было. По той же причине в последнее время все больше регионов отказываются от приватизации государственных аптечных сетей. «Ликвидация унитарных предприятий в социально значимых сферах, особенно в малых городах и сельской местности, где уровень конкуренции остается невысоким, ведет к ухудшению качества жизни граждан и росту социальной напряженности», — утверждают авторы соответствующего законопроекта.
«В настоящее время механизм централизации закупок лекарственных препаратов реализуется в 44 регионах страны. При этом в 32 регионах централизация закупок уже привела к положительному экономическому эффекту в виде снижения стоимости приобретаемых лекарств по сравнению с самостоятельными закупками в этих же регионах», — констатировала заместитель председателя Счетной палаты Галина Изотова.
По итогам анализа Счетная палата рекомендовала Правительству Российской Федерации, Минздраву России пересмотреть подходы к установлению предельных отпускных цен на лекарства, а также принять меры по повышению эффективности закупок лекарственных препаратов. Также она посоветовала Минздраву до 1 июля 2025 года провести работу с регионами по повышению эффективности закупок лекарственных средств из Перечня ЖНВЛП. Речь идет о централизации аукционов и проведении совместных межрегиональных торгов, которые позволят сократить бюджетные расходы, а значит обеспечить большее число россиянам необходимыми лекарствами.
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 198-70-20 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница