11.02.2025 1031
Президент Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека, в том числе поручил Минздраву включить пациентские организации в комиссию по формированию перечней лекарств. Об этом общественники просили на протяжении последних десяти лет, тогда как критика отбора лекарств для перечней критикуется ими практически с момента запуска данной системы.
Напомню хронологию событий. 2010 год. Фонд «Подари жизнь» выразил несогласие с позицией Минздравсоцразвития по поводу формирования перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Главная претензия: в основу формирования списка положен принцип экономической целесообразности, а не интересы пациентов. И для многих пациентов с онкологическими заболеваниями это равносильно приговору. Например, препарат «гливек» (иматиниб), включенный в перечень, вызывает индивидуальную непереносимость у 20% больных хроническим миелолейкозом. Этим больным можно помочь, заменив «гливек» на «дазатиниб» или «нилотиниб». Но этих препаратов нет в перечне ЖНВЛП из-за «побочных эффектов». Когда человеку приходится выбирать между смертью и жизнью с побочными эффектами, многие выбирают второе, подчеркнули представители Фонда.
“Отказ Минздравсоцразвития дополнить перечень ЖНВЛП лекарствами по рекомендациям врачей и пациентов связан вовсе не с качествами лекарственных препаратов, а с их высокой стоимостью. Стоимость терапии «нилотинибом» и «дазатинибом» в разы превышает стоимость лечения «гливеком». И с экономической точки Минздравсоцразвития прав. Наверное, Россия с ВВП на душу населения 8 тыс. долл. не может позволить себе такую же медицину, как страна с ВВП 40-50 тыс. долл. на душу населения”, - говорилось в письме организации в адрес Правительства.
“Надо сделать выбор между интересами пациента и экономической целесообразностью прямо и честно, без отговорок. Чтобы обществу было понятно, в какой мере интересы больного готово защитить государство, и какую меру ответственности должны взять на себя сами граждане и благотворительные организации», - сказано в пресс-релизе Фонда.
В 2011 году в ходе парламентских слушаний отмечалось, что профессиональные, пациентские и другие институты гражданского общества могут принимать активное участие в контроле расходования бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение, поскольку в Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной указом президента Российской Федерации «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы». В этих документах сказано, что механизм противодействия коррупции при формировании и исполнении бюджетов всех уровней реализуется, в том числе, институтами гражданского общества. К сожалению, в большинстве случаев общественные объединения не представлены в комиссиях, занимающихся вопросами разработки и принятия стандартов лечения, финансирования и закупок медикаментов, признавали парламентарии.
“Это вызывает в обществе определенное недоверие к соответствующим государственным учреждениям и вынуждает граждан обращаться в более высокие инстанции”, - констатировали народные избранники.
В 2016 году сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов Ян Власов предложил реформировать комиссию Минздрава России по формированию перечней лекарственных препаратов и пересмотреть ее состав, в том числе привлекать к этой деятельности самих пациентов.
«Из 29 членов комиссии 19 – представители исполнительной власти, а из них 14 – представители Минздрава России. Это делает комиссию управляемой, ее решения непрозрачными. Мы уже в том состоянии, когда имеем право говорить то, что есть на самом деле. Необходимо, чтобы в комиссию включались представители пациентских сообществ. Мы готовы вполне профессионально работать в этом органе. Как профессиональное сообщество мы готовы участвовать в настоящем принятии решений, от которых зависят судьбы пациентов», - подчеркнул Власов, выступая на Всероссийском конгрессе пациентов.
Он добавил, что в результате решений комиссии из 60 препаратов, которые в последнее время были предложены к обсуждению, в ЖНВЛП вошли менее 20, «причем это новые жизнеспасающие препараты, которые поддержали специалисты, весьма сведущие в этих направлениях».
По его словам, пациентам «не дают слова на подобных мероприятиях, не дают возможность пациентскому сообществу высказать свое отношение к этим процессам».
Спустя два года Власов снова поднял этот вопрос. Этому предшествовали заседания Комиссии Минздрава России в рамках работы по пересмотру перечней лекарственных препаратов на 2019 год, в ходе которых пациентам не дали слова. Сопредседателю Всероссийского союза пациентов (ВСП) Яну Власову пришлось брать его в качестве эксперта Российского комитета исследователей рассеянного склероза.
«То, как сегодня организована работа общественных структур на Комиссии противоречит Указу Президента №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» и делает работу Комиссии не соответствующей антикоррупционным стандартам прозрачности принятия решений”, - сказал Власов.
Он напомнил о том, что руководитель Комиссии, директор Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Елена Максимкина заявила о конфликте интересов у пациентских организаций.
“Но последние не принимают участия в голосовании, а ряд сидящих за столом клинических фармакологов, которые являются членами Комиссии, напрямую связаны с фармкомпаниями, официально участвуют в разработке фармаэкономики и имеют право голосовать. О каком конфликте интересов со стороны приглашенных общественных организаций говорить, если Минздрав не видит конфликт интересов внутри самой Комиссии?» - поинтересовался Ян Владимирович.
Хотя его выступление стало достаточно результативным: в списки были включены два препарата, о которых очень просили пациенты, ситуация с предоставлением голоса пациентским организациям различных нозологий требует системного разрешения, акцентировал внимание Власов.
В 2024 году ситуация накалилась до предела. Об этом я писал еще в январе прошлого года. Российский фармпроизводитель компания «Биокад» подала в суд иск против замглавы Минздрава, который возглавляет комиссию по формированию перечней жизненно важных препаратов (ЖНВЛП) и “14 высокозатратных нозологий” (ВЗН). Истец добивался внесения в эти списки своих лекарств от склероза и обвинял чиновника в бездействии.
Прошедшие в конце августа 2024 года заседания комиссии снова разочаровали пациентские организации. В Перечень ЖНВЛП не вошли современные лекарственные средства для лечения ряда состояний, в том числе не имеющие других терапевтических альтернатив. Это может привести к преждевременной смерти более 1,1 тыс. человек и повлечет дополнительные расходы системы здравоохранения, подсчитали эксперты.
В октябре и Народный фронт выступил за радикальное реформирование работы Комиссии по формированию федеральных перечней лекарств. По данным активистов, прямая экономия на закупках препаратов, которым было отказано во включении в перечни, могла составить несколько миллиардов рублей. Этичность проведения комиссии также стала темой обсуждения.
«Один из выступавших на ней по приглашению Минздрава специалистов поставил под сомнение необходимость включения препарата, который продлевает на несколько лет жизнь пациентов. По его мнению, каждый дополнительный год жизни — это дополнительные затраты государства, которые он оценил первоначально в 20—30 млрд руб. Правда, после замечания других членов комиссии о том, что его расчеты надо делить на десять, отказался от своих слов и признал ошибку. Важно отметить, что предлагался препарат не только эффективнее, но и дешевле текущих аналогов. В итоге большинство проголосовало против его включения в перечни», — рассказал руководитель Бюро расследований НФ Валерий Алексеев.
По его мнению, площадка комиссии превратилась в несистемные торги с производителями лекарств по цене, куда зачем-то приглашают читать лекции ведущих врачей и академиков. Народный фронт предложил реформировать работу этой структуры, разделив на два этапа. На первом ведущие врачи по направлениям должны сказать, нужен ли им этот препарат, а экономисты — оценить, сколько будет стоить его включение в перечни. На втором этапе предлагается договариваться о цене с привлечением специалистов Федеральной антимонопольной службы или Минпромторга.
А Ян Власов в очередной раз напомнил о своей инициативе во время заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека под председательством президента РФ 10 декабря.
“Мы знаем ситуации, когда препараты, даже одобренные комиссией Минздрава России, несколько лет не включаются Правительством в ограничительные перечни без объяснения причин. Пациенты, получившие надежду на доступность инновационной терапии, чувствуют себя обманутыми. В ряде случаев речь идет о безальтернативных пока видах лечения. Это невозможно объяснить ни людям, жизнь которых зависит от этих лекарств, ни их семьям. Орган, который призван обеспечить доступность необходимых лекарственных препаратов для россиян, принимает решения, противоречащие ее целям”, - констатировал Власов.
В Минздраве объясняли, что решение о включении препаратов в перечни принимается голосованием членов комиссии, в состав которой входят представители различных ведомств и министерств. Они оценивают совокупность факторов, в том числе опыт применения препаратов в регионах, их влияние на увеличение нагрузки на региональные бюджеты, наличие препаратов в действующих клинических рекомендациях и их проектах. Важное преимущество при рассмотрении вопроса включения препарата в перечень ЖНВЛП имеет локализация его производства в России, а также гарантии заявителей о бесперебойных поставках.
Что ж, возможно, теперь к этому перечню добавятся новые факторы. На днях президент Владимир Путин официально поручил Минздраву ввести в Комиссию по формированию лекарственных перечней представителей пациентского сообщества. Исполнить поручение, сделанное с учетом рекомендаций Общественной палаты, министр здравоохранения Михаил Мурашко должен до 1 июля текущего года.
“Наш опыт показывает, что участие общественников в такой работе способствует комплексной оценке рассматриваемых препаратов, - прокомментировал medargo.ru Власов. - Эта практика реализована в работе созданного по указу президента РФ Фонда «Круг добра». Учет мнения пациентов при принятии окончательных решений — один из основополагающих элементов построения пациент-ориентированного здравоохранения”.
Справочно
Комиссия Минздрава по формированию перечней лекарственных препаратов “отбирает” препараты для следующих проектов: перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; перечня препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, а также лиц после трансплантации органов и (или) тканей; перечня лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций; минимального ассортимента лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи. По результатам заседаний комиссии формируются проекты распоряжений Правительства о внесении изменений в перечни и минимальный ассортимент. Однако одобрение комиссией того или иного препарата не означает автоматического попадания препарата в список.
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 198-70-20 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница