Как хорошо уметь читать! Вопросы и ответы о дислексии

image

04.06.2021 4390

Ребенка не заставить прочесть ни страницы, он еле складывает буквы в слова и ненавидит уроки родной речи? Не торопитесь винить его в лени. Часто проблема не в гаджетах и нежелании учиться, а в таком нарушении, как дислексия, отмечает дефектолог, нейропсихолог Надежда Анисимова.

Не думайте, что дисклексия — признак низкого интеллекта. Ею страдали много успешных людей, даже гениев. Считается, что дислексиками были Леонардо Да Винчи, Петр I, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Уинстон Черчилль, Уолт Дисней. А еще говорят, что 40% миллионеров не в ладах с чтением и письмом (хотя наверняка очень неплохо считают).

Глядит в книгу, а видит фигу

Уметь хорошо читать — ключевой навык, важный не только для успеха на уроках литературы, но и для всего обучения в целом. Ну как решить задачу, если не можешь нормально прочесть и понять ее условие? Увы, у 60% первоклашек сегодня есть трудности с чтением, которые у одних со временем проходят, но у 10% — перерастают в стойкие нарушения.

Если к середине второго класса ребенок все еще читает медленно или даже по слогам, пытается угадывать слова, путает местами буквы и слоги или постоянно теряет строчку, скорее всего, у него дислексия. Тем не менее торопиться ставить на ребенка клеймо «дислексика» не стоит. Такой диагноз дефектолог или психоневролог не имеет права поставить раньше 10-11 лет. Однако это совершенно не значит, что ребенка, которому трудно читать и писать, надо до 11 лет оставить в покое. Наоборот, нельзя терять время даром. Чем раньше начать устранять проблему, тем больших успехов удастся добиться. Запущенную дислексию чаще всего не исправить.

Главное — понимание

Правильное чтение должно отвечать четырем условиям: быть грамотным, осознанным, беглым и выразительным. Соответственно, проблемы у школьника могут возникать на двух уровнях: техническом и смысловом. В первом случае дефектологи должны разобраться, какие именно сложности возникли в процессе складывания букв в слоги, а тех — в слова. Это могут быть, например, трудности в усвоении зрительного или звукового образа буквы (дети часто путают Ш и Щ, Л и М, Г и Т, которые пишутся похоже) или прочие моменты. Специалисты с помощью особых тестов выявляют проблемы слухового, зрительного и зрительно-пространственного восприятия.

Но бывает и так, что ребенок может вполне прилично читать, но не понимает прочитанного (испытывает трудности с ответами на вопросы по тексту, пересказом). Причинами этого могут быть проблемы с памятью и вниманием, а также нарушение речевого развития. Если родители сызмальства уделяли детям мало внимания, просто включали телевизор и давали в руки телефон или планшет, то речь вряд ли будет хорошо развита. Впрочем, иногда причина трудностей с чтением — не педагогическая запущенность ребенка, а, наоборот, чрезмерная тяга родителей к раннему развитию. Обучение чтению, когда у малыша еще не все функции для этого сформированы, как раз и приводит к дислексии. Научиться читать к 5 годам способны всего 20% детей, остальные могут лишь освоить так называемое угадывающее чтение. Еще великий психолог Л. С. Выготский сказал: «Чисто механическая способность читать скорее задерживает, чем продвигает вперед культурное развитие ребенка».

Используя различные речевые игры, наглядные пособия, приспособления, врачи (логопеды, психоневрологи, дефектологи) смогут устранить те или иные дефекты в произношении или восприятии звуков и букв, потренируют память и концентрацию внимания, поработают над мотивацией.

Как избежать дислексии

1. Больше разговаривать с малышом начиная с первых недель жизни, читать ему книги, петь песни. Позднее как можно больше обсуждать разные темы. Задавать ему вопросы, просить пересказать мультик, сказку, рассказать о чем-то, объяснить.

2. Развивать зрительно-пространственное восприятие: сначала — собирать пирамидки, строить из кубиков, а позже — срисовывать предметы.

3. Развивать мелкую моторику: лепить из пластилина, собирать пазлы, конструктор, вырезать из бумаги, мастерить поделки, аппликации, делать оригами.

4. Тренировать внимание и память. Игр на развитие памяти очень много. Кстати, многие из них компьютерные. Но можно подобные смастерить и самим и играть вдвоем с ребенком. Например, вот одна. Вырежьте 5-10 пар картинок, перемешайте и разложите. Дайте ребенку посмотреть на них и запомнить их расположение, затем переверните. Задача ребенка — открывать попарно одинаковые картинки. При ошибке ход переходит к другому игроку.

ВАЖНО!
Занятия с ребенком должны стать системным, ежедневным делом. Но важно не перегружать детей, иначе толку не будет. С дошкольником заниматься можно 5-10 минут, с младшим школьником — не больше 15-20 минут, и только, когда и у вас, и у него хорошее настроение.

Учимся играючи

Проблема: ребенок не запоминает буквы

Решение. Начать можно с обведения и срисовывания целых букв и дорисовывания частично написанных. Можно это делать на бумаге, асфальте, земле и песке. Буквы можно лепить из пластилина, теста, составлять из шишек и камешков. Рисуйте их пальцем на спине ребенка (пока тот загорает на пляже или лежит в кровати) — пусть угадывает, что написала мама. Также полезно мелом на асфальте крупно написать «проблемную» букву и попросить ребенка пройти по ней ногами. Такой маршрут отложится в голове, и узнавание будет происходить лучше.

Хорошо помогают игры в лото. На картинках могут быть животные, растения или предметы (или их силуэты). С обратной стороны надо подписать, что изображено. Когда образ букв уже будет более-менее сформирован, можно перейти к более сложной игре «Найди букву»: ребенка просят указать пальцем или подчеркнуть нужную букву в конкретном слове или отдельной строчке, столбце.

Проблема: ребенок плохо воспринимает буквы на слух.

Решение. Игра «Найди звук»: перед ребенком надо разложить картинки и попросить разделить их на две группы. В одной должны оказаться изображения предметов, в названии которых есть нужный звук, в другой — тех, где данного звука в названии нет. Другой вариант игры — попросить ребенка хлопнуть, поднять руку или топнуть, когда он услышит нужный звук в слове. Самый сложный вариант: ребенок бросает мяч о стену, а взрослый называет слово. Если ребенок слышит в данном слове заданный звук, он ловит мячик правой рукой, если нет — левой.

Проблема: сложно складывать буквы в слоги и различать слоги и слова.

Решение. Упражнение «Закончи слог так, чтобы получилось слово». Ребенку дают 1 карточку со слогом и 2 карточки с буквами и просят читать слоги, растягивая их, а в конце присоединяя буквы по очереди таким образом, чтобы получилось слово. Например, ТО — (Т, М). Получится либо «тот», либо «том». МА — (х, ма) — выйдет «мах» или «мама».

Еще одно упражнение — «Найди звук»: ребенок читает слоги в заданной последовательности (по строчкам или столбикам). Особенность в том, что в слогах совпадают либо первые, либо последние буквы (МА-МИ-МУ, ТУ-ВУ-ДУ). Со временем слоги из таблиц запоминаются ребенком и не вызывают трудностей, если встречаются в тексте. Упражнение можно усложнить: топать/хлопать при прочтении какого-либо звука.

Для автоматизации чтения слогов надо регулярно читать слоговые таблицы. Например, слоги можно составить по кругу и просить ребенка их произносить, постепенно все сильнее ускоряя темп чтения. Держать ритм помогут хлопки в ладони.

Проблема: трудности чтения целыми словами.

Решение. Игра «Найди слово в ряду букв». Например, иьиорлорлкошкаоллдодл. Надо среди белиберды найти слово «кошка». Также полезно читать слова, отличающиеся друг от друга 1-2 согласными (трава-дрова-права, корова-боров-город).

Источник: ( Ссылка )

   


Другие публикации в этой рубрике: PROздоровье
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Пространство дискуссий

image
Больше врачей, поликлиник и инновационных лекарств: чего еще ждать в 2025 году?
image
Российские противораковые вакцины станут доступны пациентам в будущем году
image
Вам бутылку пустую или с физраствором? Кто и почему наживается на перебоях с поставкой жизненно важного препарата
image
Добавки не надо: как государство наводит порядок на рынке товаров для здоровья
image
От своих рук: суицид - третья причина смертности у людей в возрасте от 15 до 29 лет
image
Мы его теряем: почему российские пациенты «исчезают» на пути из больницы в поликлинику
image
Тихий прогульщик: чем и кому опасна микоплазменная пневмония
image
Тело в аренду: сколько зарабатывают добровольцы, участвующие в испытании лекарств

Медицинский видеолекторий

image
Программа 5R для нормализации функций ЖКТ
image
Семейное образование: сохранение здоровья, целенаправленность обучения и воспитания
image
Пищевая непереносимость, как она сказываются на качестве жизни и течении хронических заболеваний
image
Коллаген — почему его недостаток на себе можно почувствовать уже в 25 лет

PROздоровье

image
Врач рассказала, что овсянка - идеальная еда для очищения после Нового года
image
Чего не должно быть в косметике для подростка
image
Польза квашенной капусты, в том числе и на новогоднем столе
image
Эндокринолог рассказала, как снизить риск ожирения у ребенка
image
Врач рассказал, что чувство сильного голода у человека может быть признаком сгущения крови
image
Врач-косметолог рассказала о пользе ванн с морской солью
image
Педиатр рассказала о необходимости бани для детей
image
Врач объяснила, почему нужно отказаться от чая в пакетиках
image
Диетолог рассказал, что ясный ум на 50% зависит от здоровья кишечника
image
Как справиться с зубной болью на новогоднем застолье
image
Какие продукты обязательно должны быть зимой на столе
image
Врач рассказала, почему астма может перейти в опасное заболевание
image
Врач назвала полезные свойства киселя
image
Врач рассказала, что неправильный прикус может способствовать развитию гайморита
image
Врач рассказала, что на новогоднем столе для беременных не должно быть острых блюд
image
Врач рассказала, с какого возраста детям можно есть оливье

Новости

image
Правительство определило условия нацрежима при госзакупках
image
Минздрав бессрочно разрешил студентам работать в аптеках
image
Специалисты объяснили особенности новых рекомендаций ВОЗ по гриппу
image
Объем выпущенных в ноябре лекарств установил рекорд в деньгах
image
Эксперты «Будь Здоров» оценили проекты участников акселерационной программы Государственного университета управления «Технологии здоровой жизни 2.0»
image
«Зима в Москве»: в центре столицы открылся клуб любителей чая
image
В Подмосковье с начала года заготовили 71 тонну крови и ее компонентов
image
Кабмин продлил упрощенный порядок регистрации лекарств до конца 2027 года
image
Правила формирования перечней лекарств с этанолом вступили в силу на неделю раньше
image
Правительство продлило упрощенную процедуру госрегистрации препаратов
image
Минздрав изменит порядок представления заявок на лекобеспечение подопечных «Круга добра»
image
Новые рентген-аппарат и маммограф заработали в подмосковных больницах
image
Орехово-Зуевские врачи спали женщину, чуть не лишившуюся ноги после укуса мошки
image
Пушкинские врачи спасли 62-летнюю женщину, проглотившую рыбью кость
image
Как будут работать городские пункты обогрева в новогодние праздники
image
Отдых с пользой: как дети могут провести время в новогодние каникулы

Контакты

...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 730-55-50   mail@medargo.ru

Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница