Бонусы аптекам поставят на счетчик, но выиграют ли потребители

image

02.05.2023 8929

В Государственной думе снова вернулись к теме ограничения маркетинговых бонусов аптекам за продвижение лекарственных препаратов. Хотя ранее участники рынка критиковали предлагаемый лимит в 5% и говорили о том, что он ничем не обоснован, в новом документе фигурирует та же цифра. По мнению авторов законодательной инициативы, именно маркетинговые бонусы затрудняют производителям финансирование инновационных лекарств, приводят к дефектуре, сложностям в импортозамещении и удорожанию лекарственных препаратов для потребителей.

В системе обеспечения законодательной деятельности Госдумы 2 мая появился новый законопроект, который предлагает ограничить максимальный размер платы за услуги по продвижению аптеками лекарственных средств в пять процентов от цены приобретенных товаров. Соавторами законопроекта стала группа депутатов от фракции «Справедливая Россия — За правду», в том числе руководитель фракции Сергей Миронов, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике Михаил Делягин и первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по просвещению Яна Лантратова.

Маркетинговые бонусы выплачиваются производителями аптекам согласно специальным соглашениям, и их размер зависит как от размера сети (количества торговых точек), объемов продукции, которые они берут на реализацию (неснижаемые остатки) и продают, так и от количества дополнительных обязательств, которые они берут на себя по их продвижению. Это может быть особая выкладка товара, размещение средства в самой лучшей с точки зрения обзора покупателей зоне и т.д. 

Бывает, что работники аптек за свои деньги выкупают продукцию, на которую распространяются маркетинговые соглашения, так как бонус к зарплате за выполнение условий контракта с производителем покроет расходы. Если же товар не будет продан, то фармспециалист может потерять в деньгах гораздо больше.

Как говорится в пояснительной записке, в настоящее время максимальная стоимость услуг по продвижению продовольственных товаров в магазинах, в том числе биологически активных добавок, составляет пять процентов от их цены. Однако лекарственные средства не попадают в категорию продовольственных товаров, в связи с чем размер платы за такие услуги в фармацевтической отрасли можно устанавливать по своему усмотрению.

По информации ряда экспертов фармацевтического рынка, с конца февраля 2022 г. размер платы за услуги по продвижению лекарственных препаратов в аптечных сетях кратно увеличился, в ряде случаев достигнув 30%, захватив заметную долю в общей выручке аптечных сетей.

В то время как топ-менеджеры аптечных сетей заявляют, что маркетинговые бонусы от производителей помогают им выживать в условиях низкой рентабельности (идут на оплату аренды, выплату премий коллективу), сами “сотрудники аптек относятся к вознаграждениям негативно”, констатируют авторы законопроекта.

Далее они приводят результаты опроса аналитической компании RNC Pharma и сервиса «Доктор на работе», который проводился среди сотрудников аптек в 2020 году. Оказалось, что 32% респондентов маркетинговые акции отвлекают от работы, а также заставляют навязывать покупателю то, что ему не требуется. Еще 22% опрошенных отметили, что договоры между аптеками и производителями можно считать «неизбежным злом». Кроме того, 18% опрошенных относятся к маркетинговым соглашениям крайне негативно и всегда рекомендуют покупателям только то, что считают оправданным в конкретной ситуации.

Таким образом, в целом 72% опрошенных фармацевтов и провизоров отрицательно относятся к бонусам сетям от производителей, резюмируют народные избранники. К слову, в исследовании приняли участие 244 сотрудника аптек из 70 регионов России. Еще 18% респондентов указали, что относятся к соглашениям скорее позитивно, если в рамках исполнения обязательств не приходится рекомендовать покупателям абсолютно бесполезную продукцию. Только 6% безоговорочно признают пользу маркетинговых договоров, отмечая, что они приносят аптеке и сотрудникам дополнительный доход, а 1% участников опроса вообще не задумывались, что такие акции в принципе проводятся.

“Не стоит забывать, что дополнительное вознаграждение аптечным сетям за продвижение лекарственных препаратов затрудняет производителям финансирование новых и инновационных лекарственных средств, проведение клинических исследований и модернизацию производственных площадок, приводит к дефектуре, сложностям в импортозамещении и удорожанию лекарственных препаратов для потребителей”, - подводят итог авторы законодательной инициативы.

Напомню читателям, что ограничения маркетинговых бонусов аптекам обсуждаются с 2018 года. Тогда Национальная ассоциация производителей фармпродукции и медицинских изделий (АПФ; среди ее членов — «Ветрекс», завод «Медсинтез», НПО «Микроген» и т. д.) пожаловалась главе фракции «Единая Россия» Сергею Неверову на требование сетей к фармкомпаниям выплачивать им бонусы в размере до 60% от объема поставок. 

Первый вариант законопроекта был более жестким, позже признавалась депутат Елена Панина, участвовавшая в разработке законопроекта. «Мы столкнулись с колоссальным нежеланием правительства, еще прежнего правительства, и с колоссальным давлением аптечной мафии, не побоюсь этого слова», – заявила она.

Что говорили противники инициативы, среди которых были не только аптеки, но и производители? Например, что после введения ограничений потребитель будет платить еще больше, так как аптечные сети скорее всего будут искать варианты компенсировать выпавшие доходы. В первую очередь повышать цены на препараты там, где есть такая возможность.

Во-вторых, что проект может привести к ускорению вымывания дешевого сегмента. По словам генерального директора Ассоциации российских фармпроизводителей (АРФП) Виктора Дмитриева, который ссылается на данные DSM Group, еще в 2012 году дешевый сегмент (до 100 руб.) занимал 56% от общего объема упаковок. Спустя менее десять лет он схлопнулся примерно до 32%. Также эксперт обращал внимание на непонимание участников рынка самой цифры ограничения маркетинговых бонусов в 5% — депутаты никогда не представляли рынку каких-либо расчетов на этот счет. 

(К тому же, баснословная маржа в 60%, о которой говорилось в 2018 году, уже давно никем не выплачивается, аргументировали эксперты.) 

В-третьих, высказывалось мнение, что принятие закона лишь заставит аптеки и производителей искать обходные пути. Выплаты сверх разрешенного лимита в таком случае будут продолжены, просто называться и оформляться они будут как-нибудь иначе, предупреждали участники рынка. Так что бума новых и инновационных препаратов, а также решения проблемы дефектуры лекарств в связи с принятием законопроекта ждать явно не следует.

И все же, несмотря на все возражения, законопроект приняли в первом чтении в феврале 2021 года. Затем о нем на несколько лет забыли. Как рассказал в феврале текущего года член Комитета Госдумы по охране здоровья Александр Петров, это было связано с тем, что депутаты рассчитывали на “благоразумие фарморганизаций”. Но поскольку в последнее время ситуация не улучшилась, и, по его словам, есть ряд задокументированных фактов, когда аптечные сети навязывали свои условия фармпроизводителям, то к обсуждению идеи Петров пообещал вернуться с коллегами весной этого года. Правда, среди авторов майского законопроекта его имени нет. Так что не исключено, что перечень инициатив в этой сфере не исчерпан. Что ж, будем следить за развитием событий.

Тем временем более свежий опрос фармспециалистов показал, что всегда стараются рекомендовать лекарство из маркетингового договора только 13,2% первостольников несетевых аптек. В сетевых аптеках этот показатель достигает 30,3%. Таковы итоги исследования PharmaQ компании Ipsos (осень 2022), в котором приняли участие свыше 1400 респондентов (против 244 в 2020 году).

Установкам руководства (приоритетность тех товаров, по которым заключены маркетинговые договоры) при рекомендации лекарства следуют 31,3% фармспециалистов сетевых аптек и 14,3% несетевых аптек.

Зато более половины первостольников всегда рекомендуют препараты, в эффективности которых они уверены и которые хорошо зарекомендовали себя в ходе многолетнего опыта применения. Среди сотрудников несетевой фармацевтической розницы доля тех, кто выбрал этот вариант ответа, значительно выше: 65,4 против 56,7% работников сетевых аптек. 

Вадим Винокуров

   


Другие публикации в этой рубрике: Пространство дискуссий
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"
Жгут венозный кровоост. типа  Эсмарха (индивид. упаковка)

Пространство дискуссий

image
Не время закрываться: почему депутаты предложили сохранить аптечные ГУП и МУП
image
Капельница отменяется: почему больничный ассортимент лекарств исчезает из аптек
image
Тем, кто часто берет больничный, придется пройти врачебную комиссию
image
Группа крови: 98% здорового населения Московской области не участвуют в донорстве
image
Аптеки в шоке от предстоящей налоговой реформы: рост цен неизбежен
image
Укротить зеленого змия или срубить капусту: что важнее государству?
image
Детей научат следить за талией, а школу сделают территорией здоровья
image
74-летний главный внештатный психиатр-нарколог получил срок, но дело его торжествует

Медицинский видеолекторий

image
Программа 5R для нормализации функций ЖКТ
image
Семейное образование: сохранение здоровья, целенаправленность обучения и воспитания
image
Пищевая непереносимость, как она сказываются на качестве жизни и течении хронических заболеваний
image
Коллаген — почему его недостаток на себе можно почувствовать уже в 25 лет

PROздоровье

image
Гинеколог рассказала, как кофе меняет гормональный фон женщин, мешая им забеременеть
image
Диетолог рассказал о профилактике деменции
image
Боль в локте или нижней челюсти может указывать на инфаркт
image
Врач рассказала, что бесконтрольный прием лекарств может привести к панкреатиту
image
Джетлаг нарушает метаболизм в организме человека
image
Одиночество связано с повышенным риском многих заболеваний у пожилых: ученые
image
Избыточное воздействия синего цвета от гаджетов ускоряет рост костей у подростков
image
Выявлена связь между стрессом матери во время беременности и ускоренным старением мозга ребенка в будущем
image
7 овощей-чемпионов, которые быстро снижают высокое давление
image
Диетолог рассказал, какие каши стоит есть
image
Врач посоветовал начинать новогоднее застолье с мяса и рыбы
image
Невролог назвала признаки хронической усталости
image
Миндаль помогает оптимальной работе сердца и сосудов
image
6 предметов в доме, которые нужно менять ежемесячно
image
Невролог посоветовал есть киви и орехи, чтобы лучше спать
image
Врач рассказала, что неприятный запах изо рта может быть у тех, кто голодает

Новости

image
В рейтинг омниканальности крупнейших ритейлеров вошли 19 аптечных сетей
image
В 2025 году планируется запуск отечественного препарата надропарина кальция по полному циклу
image
Доступ к системе маркировки товаров могут предоставить Генпрокуратуре и Минтруда
image
В Госдуме сменят главу Комитета по охране здоровья
image
Эксперты обсудили особенности консолидации аптечных сетей
image
Две студентки Московского областного медколледжа стали лауреатами «Большой перемены»
image
Еще 8 школ паллиативного пациента заработают в Подмосковье до конца года
image
Врачи МОНИИАГ помогли стать мамой женщине, раненой в Крокус Сити Холле
image
Тропические гости: еще двух малайских медвежат привезут в Московский зоопарк
image
В Подмосковье от родителей с ВИЧ родилось 344 здоровых ребенка
image
Мэр Москвы: В операционных флагманских центров провели более трех тысяч операций
image
Светотерапия и полет в невесомости: как работает крупнейший центр ментального здоровья
image
Подольские врачи внедрили малоинвазивный метод лечения гнойного воспаления пазух носа
image
Депутаты предложили снизить НДС на лекарства и медизделия
image
Минпромторг отметил снижение импорта фармсубстанций
image
В исследовании III фазы WAYPOINT препарата тезепелумаб компаний AstraZeneca и Amgen с участием пациентов с хроническим риносинуситом с назальными полипами были достигнуты обе равнозначные первичные конечные точки

Контакты

...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 730-55-50   mail@medargo.ru

Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница