04.07.2024 3272
Пить или не пить — не вопрос, когда наступает жаркий сезон. И главным средством утоления жажды остаётся обычная вода. Но почему с каждым годом она становится всё дороже?
Рынок бутилированной питьевой воды (обычной и минеральной) в России растёт на 10–15% в год. Сейчас его объём оценивается примерно в 300–400 млрд рублей.
Большую часть рынка занимает негазированная питьевая вода, говорят специалисты Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор государственной системы маркировки «Честный знак»). Например, в мае этого года её производство составило 734 млн литров — на 10% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Более чем на 20% выросли и розничные продажи.
При этом, как отмечает глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов, вопрос о том, какую воду пить, — не праздный. «Такой простой продукт, а столько параметров необходимо соблюсти: степень очистки, минерализация, содержание тех или иных веществ, ведь эти показатели очень важны для организма человека», — говорит эксперт.
Сейчас, когда ввели маркировку в отношении магазинной бутилированной воды, рынок начал обеляться, и значительную часть проблем, связанных с фальсификатом и некачественной продукцией, удалось решить. С этого года в России при продаже воды в бутылках внедряется разрешительный режим. При сканировании маркировки на кассе магазина, если, например, срок годности товара уже истёк, он просто не сможет быть продан.
Но в отношении набирающей популярность благодаря своей относительно низкой стоимости разливной воды подобной системы пока нет.
«Как она добывается, где и в каких условиях разливается, кто и насколько тщательно очищает цистерны пунктов продажи и самих водовозов, соблюдается ли температурный режим, как часто меняются фильтры в самих палатках, контролируется ли качество на входе и на выходе в аппарат, как часто берутся пробы — вопросов масса. А ответов пока нет», — сетует Олег Павлов.
По словам гендиректора Главного контрольно-испытательного центра питьевой воды (ГИЦ ПВ) Юрия Гончара, попытки разработать нормативную базу в отношении воды из водоматов (автоматов по продаже воды в розлив) сейчас предпринимаются. «В среднем такой аппарат стоит около 200–250 тыс. рублей, — говорит Гончар. — Система очистки у него примерно такая же, что устанавливается под мойку на вашей кухне. Плюс добавляют систему обратного осмоса — тоже вполне обычная вещь, используемая и в домашних условиях».
Напомним, что обратный осмос — один из способов очистки воды, при котором она под давлением проходит через полупроницаемую мембрану и разделяется на чистую воду и раствор с примесями. «Для пущей важности продавцы говорят, что дополнительно облучают воду ультрафиолетом, чтобы улучшить её микробиологические показатели, — добавляет Гончар. — Если это на самом деле так, то это неплохо, потому что эти аппараты зачастую стоят на улице, и неизвестно, кто, как и сколько раз моет их внутри и снаружи».
По сути, то, что выходит из-под крана водоматов и прочих «наливаек», — вода, очищенная до дистиллированного состояния, без солей и других примесей. «Во всём мире есть адепты её потребления, убеждённые в том, что именно такая вода полезна организму, — отмечает Юрий Гончар. — Но я напомню, что при опытах на рыбках, которые росли в обессоленной воде, выяснилось: поколение, вылупившееся из икры в такой воде, своего потомства уже не даёт. То есть икру оно тоже откладывает, но мальки из неё потом не вылупляются».
Человек, конечно, не рыбка, но повод задуматься есть. Впрочем, для приготовления напитков и первых блюд такая вода в любом случае подойдёт, успокаивает эксперт, она даже будет усиливать их вкус, потому что не содержит растворённых солей.
Учитывая, что бутилированная вода гораздо дороже, спрос на «разливайки» будет только расти. «Вода в ресторанах уже сейчас стоит намного дороже бензина, как и бутилированная вода в магазинах в малой таре», — напоминает член правления Ассоциации производителей питьевой воды в розлив (АППВР) Александр Нода. Причины подорожания — от растущих аппетитов производителей и торговцев до сокращения запасов пресной воды в мире. Хотя Россия по этим запасам находится на одном из первых мест. И стратегическая задача государства состоит в том, чтобы из года в год повышать качество питьевой воды при сохранении её доступности для россиян, считает Нода: «В этом плане у отрасли по продаже воды в розлив хорошие перспективы для роста. Во-первых, это производство законно (у нас есть ГОСТ-Р), во-вторых, экологично (за счёт использования многоразовых ёмкостей), в-третьих, экономично (вода в автоматах стоит от 3 до 7 рублей за литр)».
«Для оборотистых бизнесменов даже обычная вода может стать источником баснословных прибылей, — считает Юрий Гончар. — Мы сталкивались с тем, что к нам на исследование рестораторы приносили воду “из скандинавских ледников”, которую они продают по бешеным ценам — до 300 рублей за полулитровую бутылочку. Так вот, по факту она ничем не отличается от воды из всех подмосковных родников, которые мы неоднократно проверяли. У нас есть своя прекрасная, чистейшая вода, и никакого смысла переплачивать за импортный продукт нет».
Средняя стоимость обратноосмотической системы, рассчитанной на очистку около 6 тыс. литров воды, составляет 12 тыс. рублей. То есть получается 2 рубля за 1 литр. Плюс стоимость самой воды из-под крана — около 1 копейки за 1 литр. В продаже же она идёт по 4–5 рублей за 1 литр, а иногда и больше. Разумеется, необходимо закладывать в цену много других факторов: чистку водомата, арендную плату и плату за подсоединение к водопроводной системе, но в любом случае рентабельность получается завидная.
На днях появилась информация, что в жару и на солнце воду в пластиковой таре держать небезопасно.
«При этом происходит фотодеградация пластика, — объяснил «АиФ» специалист по пищевым производствам, кандидат технических наук Дмитрий Зыков. — Из него и так выделяются частицы микро- и нанопластика, а повышение температуры воды ещё больше ускоряет эти процессы. Нанопластик проникает через клеточные мембраны, распространяясь по всему организму — его находят даже в грудном молоке у женщин и в сперме у мужчин. А частицы микропластика забивают ворсинки в кишечнике, негативно влияя на усвоение пищи. Но главное, что на этих частицах начинают активно расти бактерии. И это может способствовать развитию воспаления и кишечных инфекций. Также бутылки, сделанные из полиэтилентерефталата (ПЭТ), в жару сильнее выделяют фталаты (химические соединения, которые могут быть вредны). Поэтому лучше использовать для воды и других напитков стеклянную тару.»
Источник : Ссылка
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 730-55-50 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница