24.07.2024 3452
Представить жизнь современного человека без гаджета просто невозможно. Специалисты отмечают, что с каждым годом аудитория всемирной Сети молодеет. Сегодня телефон или планшет есть почти у каждого дошкольника. Как правильно организовать взаимодействие ребенка со смартфоном и почему так важно, чтобы гаджет был «помощником», а не «другом», рассказала психолог-консультант высшей квалификационной категории, кандидат педагогических наук Наталья Кий.
Для начала коротко познакомимся с некоторыми результатами исследований, которые за последние годы были проведены в нашей стране.
Среди них — исследование члена-корреспондента РАО, доктора психологических наук Галины Солдатовой и Фонда Развития Интернета и исследование «Лаборатории Касперского».
Согласно одной из теорий, современные поколения сменяют друг друга гораздо быстрее: если раньше между разными поколениями могло пройти 50–70 лет, то сегодня этот период сократился до 12–15 лет. Нынешних школьников и подростков относят к зумерам (поколению Z), а дошкольников — к поколению А (альфа) — так называемые экранные дети. Современные старшие школьники росли «вместе с компьютерами», осваивая их постепенно, а во время рождения современных дошкольников компьютеры уже полностью вошли в нашу жизнь.
И можно сказать, что с самого раннего возраста ребенок сегодня получает возможность смотреть на жизнь через экран смартфона, когда виртуальный и реальный миры находятся настолько близко друг к другу, что их даже можно спутать.
И подростки, и дошкольники сегодня растут в атмосфере многозадачности, для них не составляет труда одновременно рисовать или решать задачу, слушать музыку и переписываться с друзьями. Для взрослого человека такие действия сложны.
Еще одна особенность «экранного поколения» в том, что традиционная игра все больше становится занятием, а не образом жизни, ребенка нужно приучать к игре, заинтересовывать. Ему гораздо проще окунуться в виртуальную игру, чем играть с родителями или с друзьями.
У ребят поколения альфа высокий уровень традиционного интеллекта по сравнению со многими предыдущими поколениями. Однако специалисты отмечают, что это особый тип интеллекта: при высоком уровне IQ низкий уровень эмоционального и социального интеллекта. Таким ребятам непросто решать конфликты, взаимодействовать с другими, различать эмоции людей, реагировать на эмоции других.
Современные дошкольники очень одарены технически. Так, согласно исследованиям, ребенку нужно всего 2 часа, чтобы разобраться в новом планшете, тогда как взрослый может потратить на это несколько дней.
Также, согласно другим исследованиям, именно дошкольники сегодня — одни из самых активных пользователей соцсетей, и отмечается, что возраст начала пользования гаджетом с каждым годом все уменьшается.
Ученые с удивлением отмечают, что сегодня проходит естественный эксперимент адаптации детей к информационному динамическому обществу. То есть дети сами ищут новые способы защиты от информационных перегрузок, компенсируют ограниченность своих ресурсов мышления в новой многозадачной реальности.
Сегодня важнее не «знать» информацию, а самостоятельно найти ее и критически воспринять — среди множества фейков найти правду. И родителям важно научить этому ребенка.
У дошкольников складывается «клиповое мышление» — это своеобразная форма перехода от «линейного» мышления к «сетевому». Многие взрослые считают, что такой тип мышления снижает внимание, однако это совершенно не так. Именно такой тип внимания помогает действовать в ситуациях неопределенности в Сети.
Очень важно, чтобы родители правильно подготовили дошкольника к работе с гаджетом. Для этого нужно адекватно оценивать все возможные риски. Дошкольник в силу своих когнитивных способностей не может распознать опасный контент в Сети. Поэтому нужно, чтобы взрослые вовремя установили на смартфон «родительский контроль».
Еще одна опасность в том, что у дошкольника нет навыка разделения реального и виртуального мира. Для того чтобы такой ситуации не возникло, родители должны разграничивать экранное и реальное время, увеличивая возможность общения с реальными людьми, предлагая обычные игры и занятия. Особенно важны тактильные игры, игры с животными и уход за ними, помощь по дому, чтобы ребенок видел реальный результат действий.
Существует и такой риск от чрезмерного использования гаджета, как формирование личностного отношения к компьютеру, когда телефон или планшет становится «лучшим другом». Поэтому первое знакомство с гаджетом должно быть не раньше 2-3 лет и в течение нескольких минут в день — можно показать ребенку мультик или яркие картинки.
Важно, чтобы малыш воспринимал смартфон как помощника, полезный инструмент, а не привязывался к нему.
Также среди минусов называются недостаток физической активности, истощение центральной нервной системы, большая нагрузка на зрение, а иногда даже нарушение сна при слишком длительном нахождении у экрана.
Среди основных аргументов, почему же компьютер все-таки нужен современному ребенку, — возможность получать в интернете и играх новые знания, эмоции, умения.
Также гаджет — это показатель самодостаточности, успешности. Ребенок, у которого нет ни планшета, ни компьютера, ни телефона, рискует быть изгоем в компании сверстников.
В игре дошкольник становится активным участником, а не пассивным зрителем. Доказано, что при проведении ограниченного количества времени в Сети у ребенка лучше развиваются познавательные процессы, зрительные и моторные функции.
Интернет позволяет ребенку расширять географию общения (например, созваниваться с родственниками, которые живут в других городах и странах).
С помощью гаджета родитель может влиять на ребенка: смартфон может стать поощрением или наказанием. Но только в том случае, если в семье существуют определенные правила и стратегии.
Для того чтобы первое знакомство с гаджетом прошло успешно, а экранное время было только на пользу, нужно соблюдать несколько важных правил.
Источник : Ссылка
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 730-55-50 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница