16.12.2024 3316
В процессе взросления у любого ребенка время от времени возникают трудности с регуляцией агрессии и выполнением социальных обязанностей по возрасту. Начинаются частые споры с родителями и учителями, обвинение их в своих ошибках, демонстративное непослушание, провокационное поведение, ложь, воровство — все это свидетельствует о том, что ребенок, как минимум, ставит под сомнение авторитет ответственных за него людей.
Мы попросили Галину Козунову, кандидата психологических наук, старшего научного сотрудника научно-образовательного центра нейрокогнитивных исследований МГППУ, рассказать про оппозиционно-вызывающее расстройство у детей и подростков: что его может провоцировать и как себя вести родителям.
Можно выделить несколько факторов семейного и школьного воспитания, которые провоцируют и усугубляют оппозиционное поведение у детей.
Завышенные требования к ребенку, не учитывающие фактический уровень его возможностей
Например, у ребенка со средним или высоким уровнем интеллекта могут присутствовать легкие признаки отставания в созревании функций планирования и самоконтроля, стертые формы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, специфические трудности обучения, связанные с нейропсихологическими дефицитами (дислексии, дисграфии, дискалькулии) и т. д.
Для неспециалистов эти мягкие симптомы могут годами оставаться незамеченными, так как они не создают очевидных сложностей в быту.
Вместе с тем у ребенка с такими особенностями развития закономерным образом возникают протестные реакции в ответ на обычные требования, с которыми без особенного напряжения справляется большинство его сверстников (например, переписать текст с черновика на чистовик, собрать школьные принадлежности по списку или отправиться спать вовремя).
Если у ребенка проблемное поведение возникает и обостряется преимущественно с усилением учебной нагрузки, это может говорить о необходимости нейропсихологической диагностики и коррекции или временной лекарственной поддержки.
Мелочный контроль, придирчивость и опека, не позволяющие ребенку самостоятельно принимать решения и учиться на собственных ошибках, даже когда это безопасно
Для родителей в целом характерно замечать некоторое отставание в оценке возможностей своего ребенка от реального темпа его психического развития. Это может быть связано с тем, что трудности ребенка часто привлекают их внимание в большей степени, чем его успехи и достижения. Как следствие, ребенок получает от родителей преимущественно негативное внимание.
Основным содержанием родительских обращений к нему являются предостережения и указания на ошибки. Поскольку ребенку для обучения и развития необходимо чувствовать контроль над ситуацией, то при недостатке свободы в принятии решений он начинает управлять тем, на что он повлиять в силах, — на эмоциональное состояние родителя.
Ребенок провоцирует его упорным непослушанием, наблюдая раз за разом предсказуемое развитие событий: простые указания повторяются по нескольку раз, затем они перерастают в нотации, потом дополняются угрозами и, наконец, дорастают до наказаний.
Дальше, по мере накопления родительского раздражения, угрозы и наказания могут постепенно принимать нелепые преувеличенные формы, совершенно не соразмерные мелкому проступку ребенка. Впоследствии родители могут чувствовать себя виноватыми.
В случае подобных повторяющихся сценариев родителям рекомендуется пересмотреть баланс позитивного и негативного внимания к ребенку, уменьшив количество критики, наставлений и объяснений, особенно повторяемых «по сто раз», и проявляя больше искреннего интереса к тому, что ребенка увлекает и хорошо у него получается.
Частые споры и открытые конфликты между взрослыми в присутствии ребенка
Конфликтная модель поведения в семье естественным образом становится примером для подражания. Для ребенка непонятно, почему взрослые ожидают, что он не будет позволять себе того, что они сами допускают в отношениях между собой: спорят, отказываются, повышают голос и т. д.
Конфликтная среда повышает риск протестного поведения у ребенка, поскольку он регулярно встречается с критикой решений, которые принимают авторитетные для него взрослые. Так, простые повседневные указания ребенку от одного из родителей могут быть немедленно раскритикованы или даже осмеяны другим родителем, бабушкой или дедушкой.
Вместе с тем открытые разногласия между взрослыми в присутствии ребенка не обязательно являются неблагоприятным для него фактором. Наоборот, они могут способствовать развитию у него ключевых навыков гибкого мышления: умения посмотреть на проблему с разных точек зрения, сопоставить аргументы и факты, оценить преимущества и недостатки разных способов решения проблемы и пересмотреть ошибочные убеждения.
Но для того чтобы влияние родительских конфликтов на ребенка было позитивным, необходимо, чтобы во время споров никогда не происходило посягательств на права и достоинство всех участников — оскорблений, угроз, искажения фактов, физической агрессии и эмоциональных манипуляций.
Период крайней увлеченности харизматичным сверстником, который декларирует ценности, отличающиеся от тех, которые приняты в родительской семье
Если у ребенка не получается установить с лидером подростковой компании доброжелательных дружеских отношений, то он может демонстрировать преданность ему двумя незрелыми способами: через подражание его манерам и через враждебность к тем, кто на него не похож.
В подростковом возрасте может происходить смещение основного объекта привязанности с родительской фигуры на сверстника.
Подросток начинает искать ценностные ориентиры и эмоциональную поддержку среди сверстников — естественно, таких же личностно незрелых, как и он сам. Обычно это сопровождается безотчетной неприязнью к родителям, усиливающейся прямо пропорционально времени, проведенному вне семьи. В таких случаях восстановить ориентацию на авторитет родителей могут помочь новые непривычные ситуации, в которых ребенок естественным образом становится более зависимым от родителя (например, совместное путешествие).
Вместе с тем около 3–5% детей и подростков демонстрируют стойкое оппозиционно-вызывающее поведение, которое не объясняется неблагоприятными факторами семейной среды. Их родители могут обладать превосходными родительскими навыками: здраво оценивать сильные и слабые стороны ребенка, быть твердыми и последовательными в своих требованиях, уделять достаточно времени общению с детьми, поддерживать их интересы, проявлять деликатность в выражении критики. Такие дети не обязательно участвуют или пытаются присоединиться к неблагополучной компании сверстников. Они могут не интересоваться наркотиками. И тем не менее у них наблюдается оппозиционно-вызывающее поведение, которое сохраняется в течение длительного периода (от 2 месяцев и более), повторяется достаточно часто (от 2 раз в неделю и чаще) и иногда приводит к серьезным негативным последствиям вплоть до травм и привлечения полиции. В таких случаях ребенку может быть поставлен психиатрический диагноз — оппозиционно-вызывающее расстройство поведения (ОВР).
Если споры и непослушание сопровождаются непосредственным ущербом другим людям и их собственности (ребенок дерется, нападает, ворует, угрожает, портит чужие вещи, устраивает поджоги, мстит, проявляет жестокость к младшим и к животным и т. п.) — это кондуктивное расстройство (КР). Считается, что ОВР и КР соответствуют разной степени выраженности одного и того же состояния и со временем могут переходить одно в другое. Они являются нарушениями нейроразвития, то есть их механизм связан с поломкой в процессе созревания функциональных систем мозга, важных для саморегуляции ребенка в соответствии с социальными требованиями.
Предполагается, что при ОВР и КР повреждены фундаментальные мозговые механизмы обучения с подкреплением, особенно в контексте избегания негативных последствий неверных действий.
Так, в эксперименте, моделирующем обучение методом проб и ошибок, детям с КР потребовалось гораздо больше штрафов для того, чтобы прекратить совершать неверные выборы, чем обычным детям. Психофизиологические исследования обнаружили, что у многих детей с КР снижены автоматические стрессовые реакции в ответ на эмоционально негативные стимулы (отвратительные изображения, фотографии людей с мимикой гнева или страха, денежные потери, болевые стимулы). Эти особенности нервной системы объясняют, почему такие дети оказываются нечувствительными к обычным педагогическим воздействиям поощрения и наказания. Аномально сниженная социальная и общая тревожность может обуславливать их скуку, тягу к риску. При этом негативные последствия рискованных поступков не останавливают их от повторения этих же решений в будущем.
Эмоциональная черствость, присущая некоторым из этих детей, позволяет им причинять боль людям и животным без сожаления и чувства вины.
Когда мотивация получить желаемое не уравновешивается опасениями возможной неудачи, ребенок может становиться раздражительным и гневливым в силу неоправданно завышенных ожиданий, которым результаты его собственных действий и другие люди часто не соответствуют. Подобные проблемы с обучением на собственных ошибках и низкая чувствительность к негативной информации описаны у взрослых людей с антисоциальным расстройством личности, в том числе среди осужденных за насильственные преступления. Действительно, ОВР и КР, особенно если симптомы появляются до возраста 8 лет, могут быть предвестниками развития будущего расстройства личности.
Вместе с тем в подростковом возрасте система подкрепления в мозге претерпевает глубокие изменения. Появляются обширные тормозные проекции от высших корковых центров к эмоциональным подкорковым структурам, что создает основу для эффективной саморегуляции. Большинство детей и подростков с оппозиционно-вызывающим и кондуктивным расстройствами не становятся преступниками, а перестают демонстрировать проблемное поведение еще до наступления совершеннолетия. Однако повышенный риск развития зависимостей и различных иных психических расстройств сохраняется у них на протяжении всей жизни.
При наличии у ребенка стойких симптомов ОВР или КР требуются своевременная консультация психиатра и психологическое сопровождение семьи. Несмотря на то, что это расстройство развития имеет биологические причины, в настоящее время нет единых рекомендаций по его лекарственной коррекции. Хотя в отдельных случаях ребенку могут назначить по показаниям нейролептики или антидепрессанты, все же центральную роль в терапии оппозиционно-вызывающего и кондуктивного расстройства играют техники поведенческой терапии. Обычно они проводятся в форме тренингов для родителей. Тем не менее консультация психиатра незаменима, для того чтобы исключить иные возможные причины проблемного поведения у ребенка, которое выглядит как оппозиционно-вызывающее расстройство, но в действительности им не является (подростковая депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство).
Источник : Ссылка
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 198-70-20 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница