28.04.2023 10388
В Северной Осетии МВД возбудило уголовное дело в отношении руководителя аптеки. Ее подозревают в осуществлении оптовой фармацевтической деятельности, хотя лицензия имелась лишь на розничную. Многие эксперты считают, что такая “охота на ведьм” порочна, так как снижает доступность лекарственной помощи и увеличивает финансовую нагрузку на пациентов. Но будут ли внесены изменения в действующее законодательство?
Как говорится в пресс-релизе МВД Северной Осетии, аптека, которая принадлежит местной предпринимательнице, осуществляла оптовые поставки лекарств государственным и частным медицинским учреждениям региона. Однако по закону это прерогатива дистрибьюторов. Прибыль от этих сделок превысила 2,5 млн руб.
В настоящее время проводятся оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств преступления.
И это далеко не единственный подобный случай. Недавно оптовой фармацевтической компании в Москве стало известно, что одна из столичных аптек в отсутствии оптовой лицензии осуществляет регулярные небольшие поставки аптечек первой помощи, лекарственных средств и медицинских изделий школам, больницам, предприятиям ЖКХ. Компания изучила контракты аптеки с начала этого года и направила сведения о ее предположительно незаконной деятельности в Росздравнадзор для принятия мер.
В 2017-2018 годах несколько аналогичных северо-осетинскому уголовных дел было рассмотрено судами Астраханской области. Так, за незаконную предпринимательскую деятельность в крупном размере были осуждены учредители ООО «Биофарм» — супруги Костины. Не имея лицензии на оптовую деятельность, аптечная организация осуществляла поставки лекарств в стационары. Их оштрафовали в размере по 400 тыс. руб. каждого. Приговор вступил в силу.
Индивидуальной предпринимательнице Юлии Выборновой за аналогичное преступление районный суд Астрахани назначил штраф в 250 тыс. руб.
Их земляку, владельцу ООО “Социальных аптек” Александру Борискину не повезло гораздо больше. Его тоже судили за поставки лекарств медицинским организациям. Сначала назначили штраф в 500 тыс. руб. Затем областной суд удовлетворил представление прокуратуры об ужесточении наказания, и руководителя аптечной сети отправили на 1,5 года в колонию-поселение, обязав оплатить штраф в 40 тыс. руб. Дело дошло до Верховного суда, в конечном счете вступил в силу приговор первой инстанции, и предприниматель вышел на свободу.
Лично я убежден, что аптекам следует разрешить поставлять лекарства в государственные медицинские организации по упрощенной схеме. Представьте Шатурскую больницу, которой срочно нужны две упаковки препарата. Через дорогу от нее находится аптека, в которой они есть. Но больница вынуждена заказывать лекарства у оптовика, который может находиться в нескольких десятках километров. Во сколько ему обойдется доставка этих двух упаковок? Чуть ли не дороже самого лекарства.
Допуск аптек к упрощенной схеме поставок в медицинские учреждения государственного здравоохранения мог бы стать дополнительной мерой поддержки удаленных аптек, потому что у них расширяется рынок сбыта и они смогут немного улучшить свои финансовые показатели.
Чего законодатели добились “отлучением” аптек от мелких закупок ЛПУ? Того, что человек попадает в больницу, а врач дает ему список лекарств со словами: «Иди в аптеку, покупай и приноси!». Неужели так лучше?
Два года назад аптеки просили Росздравнадзор пересмотреть подход хотя бы к поставкам лекарств в фельдшерско-акушерские пункты (ФАП) и врачебные амбулатории. Проблема стала еще более актуальной после внедрения маркировки, поясняла Приморская Ассоциация «Фармацевтическое содружество» в своем обращении к региональному Росздравнадзору. Теперь организации обязаны показывать выбытие лекарственных препаратов с использованием контрольно-кассовой техники на всех этапах процесса передачи препаратов из аптеки в ФАП через больницы.
Ассоциация предложила территориальному органу рассмотреть возможность работы аптек и больниц по договору комиссии. В таком случае, согласно ч.1 ст.996 ГК РФ, перехода прав собственности на товар в процессе поставки не происходит и аптека остается его собственником вплоть до продажи через ФАП или ВА. Передача препаратов по договору комиссии не предполагает дополнительной торговой надбавки, то есть розничная цена в аптеке-поставщике и в ФАП будет одинаковой. Но инициатива услышана не была — в ответ на обращение организация лишь получила отписку.
«Мы начали работать с ФАП семь лет назад, когда это было никому не интересно. Как местная компания, взяли на себя не только обеспечение препаратами, но и полное оборудование пунктов холодильниками, шкафами. Эти инвестиции до сих пор не окупились», — рассказала “ФВ” генеральный директор компании «Ф-ЛАГ» Людмила Колкова.
Она отмечает, что в шесть ФАП, с которыми работает аптечная сеть, поставляются препараты из Перечня ЖНВЛП с фиксированной наценкой 17%. Из них около 7% уходит в качестве вознаграждения медицинской организации, а 6% — на налоги.
«Мы беспокоимся не за свою прибыль, работа с ФАП ее почти не приносит, — объясняет Колкова. — Но мы тут живем, и к нам обращаются представители больницы и местные жители. Но выходит, что в рамках действующего законодательства мы бессильны им помочь».
Волна привлечения к ответственности индивидуальных предпринимателей – аптекарей за продажу лекарств медицинским организациям прокатилась еще несколько лет назад (см. например, Постановление № 1-173/2019 от 17 апреля 2019 г. по делу № 1-173/2019), прокомментировала medargo.ru зам. директора СРО Ассоциация независимых аптек по юридическим вопросам Светлана Воскобойник. По ее словам, во всех судебных решениях речь шла об извлечении прибыли, другие аспекты не рассматривались.
“Проблема здесь структурная, — убеждена эксперт. — Раньше существовала связь между медицинским звеном и аптеками. По требованиям-накладным врачи могли получать аптечные лекарства по потребностям своих организаций. Точечное регулирование привело к тому, что аптеки, отпускающие фармацевтическую продукцию медицинским организациям, детским садам, школам и др., теперь вне закона. А ведь эти организации являются конечными потребителями без последующей перепродажи”.
Почему тогда они не могут быть покупателями аптек? Вероятно, потому, что организации закупают препараты в количестве, значительно превышающем обычную покупку физического лица, предполагает Воскобойник. Тогда необходимо нормативно определить: продажа какого количества товаров, в данном случае лекарственных средств, будет считаться оптовой. И только после этого вести речь о необходимости получения аптеками лицензии на оптовую торговлю. Тогда предприниматель будет четко понимать границы правового поля.
“Сегодня медорганизациям в регионах действительно удобнее обращаться в аптеки, у которых уже выстроены логистические цепочки по приобретению лекарств, — заявляет эксперт. — А в свете активной работы Комитета по здравоохранению Госдумы по возрождению производственных аптек, когда перед последними будет стоять задача по обеспечению определенными видами препаратов госпитальный сегмент, просто необходимо будет решать эту проблему”.
Если отойти от узкопрофильности проблемы и посмотреть несколько шире, то часть аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей с фармлицензией являются субъектами малого предпринимательства, продолжает Воскобойник. Следовательно, на них должны распространяться меры поддержки, предоставляемые в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», в частности, участие субъектов МСП в закупках госкомпаний. Целями проекта являются: увеличение численности малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей; достойное, эффективное и успешное предпринимательство. А аптечные организации/ИП из числа малых предприятий продолжают закрываться.
“Небольшой аптечный региональный бизнес не раз доказывал свою конкурентоспособность в условиях добросовестной конкуренции и порядочности крупных соседей, — утверждает зам. директора СРО Ассоциация независимых аптек. — Участие таких субъектов аптечного рынка в поставках лекарств в небольшие больницы, образовательные учреждения, по запросам иных юридических лиц позволит так же, как и в других сферах, компенсировать потери в текущей непростой экономической и санкционной ситуации”.
Воскобойник надеется, что министерства, ответственные за развитие малого и среднего бизнеса, а также за лекарственное обеспечение населения, наконец-то, обратят внимание на аптеки не только с точки зрения осуществления своих контрольно-надзорных функций, но и с точки зрения оказания помощи и поддержки в целях дальнейшего развития.
Я же хочу обратить внимание на то, что в наибольшем выигрыше от внесения соответствующих изменений законодательства окажутся прежде всего пациенты, потребители, в особенности проживающие в сельской местности (а это примерно четверть россиян).
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 730-55-50 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница