06.03.2024 937
Комитет по конкурентной политике Московской области представил обзор изменений законодательства за период 29.01.2024-02.02.2024 (223-ФЗ)
Содержание:
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.1.Письмо ФАС России от 26.01.2024 № 28/5643/24
ФАС России объяснил: В соответствии, с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений Закона о закупках.
Как отмечается в письме ФАС: Вместе с пунктом 4 положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», разработанного во исполнение пункта 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках (далее - Положение, Постановление № 1352), установлено, что закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Законом о закупках, торгов, иных способов закупки, в том числе участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, пункт 4 Положения допускает осуществление закупок различными способами, а именно путем проведения как конкурентных, так и неконкурентных закупок.
Пунктом 20(1) Положения установлено, что заказчик для осуществления закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, вправе установить в положении о закупке способ неконкурентной закупки, порядок проведения которой предусматривает, в том числе проведение закупки в электронной форме на электронной площадке, предусмотренной частью 10 статьи 3.4 Закона о закупках.
Это означает, что проведение неконкурентных закупок, участниками которых являются только субъекты МСП, осуществляется заказчиками в соответствии с требованиями Закона №223-ФЗ и Постановления № 1352 от 11.12.2014 в электронной форме на электронной площадке, функционирующей в соответствии с положениями Закона №44-ФЗ.
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
2.1. Участник закупки по Закону №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 – юрлицо либо физлицо (ИП), несколько юрлиц либо физлиц, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением юрлица, физлица, являющихся иностранными агентами (часть 5 статьи 3 Закона №223-ФЗ).
Требование, что участник закупки не является иностранным агентом в соответствии с Законом №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» от 14.07.2022 распространяется на:
1)конкурентные закупки;
2)неконкурентные закупки (закупки у единственного поставщика).
И должно быть включено в документацию о закупке (часть 6 статьи 3 Закона №223-ФЗ).
Заказчик также может убедиться в отсутствии участника закупки в числе иностранных агентов из информации, содержащейся в Едином реестре иностранных агентов.
Источник: https://gkgz.ru/zapret-№a-uchastie-i№ostra№№yh-age№tov-v-zakupke-po-zako№u-223-fz/
III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
3.1. Решение Верховного Суда РФ от 23.11.2023 № АКПИ23-809
Саморегулируемая организация обратилась в ВС РФ с заявлением
о признании недействующим письма ФАС России от 15.07.2022 № ГМ/67432/22 «По вопросу установления требований к участникам, применяющим различные системы налогообложения (уменьшение или увеличение предложенной максимальной начальной цены на сумму налога на добавленную стоимость(далее – НДС)».
В письме ведомство разъяснило:
По мнению заявителя, указанные разъяснения противоречат положениям ст. 17, 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ, разъяснениям Пленума ВС РФ в Постановлении от 04.03.2021 № 2, а также судебной практике.
ВС РФ отказал в удовлетворении искового заявления, отметив, что ФАС России не вышла за пределы своих полномочий, письмо имеет информационный характер и издано на основе обобщения судебной практики, а разъяснения в нем не противоречат смыслу действующего законодательства о закупках. Суд отметил следующее.
1.В соответствии с ч. 9 ст. 3.2, п. 5 ч. 9 и п. 5 и 7 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ для проведения закупки заказчик должен сформировать закупочную документацию, содержащую сведения о начальной (максимальной) цене договора; ее обоснование, включая информацию о расходах, в том числе на уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;
2.Заказчики должны руководствоваться принципами, к которым в том числе относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и запрет необоснованного ограничения конкуренции (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). Принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера;
3.Возможность установления различных значений цены для участников закупки не соответствует ч. 22 ст. 3.2 и ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, из которых следует, что в закупочной документации должно быть установлено одно значение для всех участников вне зависимости от применяемой ими системы налогообложения. При этом учет возможности получения заказчиком вычета по НДС при сравнении ценовых предложений приводит к тому, что участники, применяющие общую систему налогообложения, оказываются в неравном положении с участниками на других налоговых режимах;
4.Указание в документации о закупке двух самостоятельных величин цены договора с выделением НДС и без противоречит принципу равноправия, а также грамматическому толкованию положений п. 5, 7 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, из которых следует, что изменение условий налогообложения у одной из сторон сделки (например, утрата продавцом/исполнителем статуса плательщика НДС и переход на специальный налоговый режим) по общему правилу имеет только публично-правовые последствия и не влечет пересмотр условий ранее совершенных сделок, не может быть основанием для изменения цены договора;
5.Установленную договором цену заказчик обязан уплатить вне зависимости от того, как поставщик/исполнитель должен распорядиться полученными средствами, в том числе какие налоговые платежи в бюджет произвести и в каком размере. Иное создало бы необоснованные экономические преимущества для участников закупок, не являющихся плательщиками НДС.
Источник : Ссылка
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 730-55-50 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница