06.03.2024 46729
Комитет по конкурентной политике Московской области представил обзор изменений законодательства за период 12.02.2024 – 16.02.2024 (ЗИТ)
Содержание:
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.1. На сайте официального опубликования правовых актов опубликован Федеральный закон от 14.02.2024 № 17-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(далее – Федеральный закон)
(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202402140016)
Напомним, Федеральный закон предусматривает наделение организации по развитию туризма полномочиями агента Российской Федерации по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, для целей содействия развитию туризма на ее территории
Деятельность указанной организации направлена в том числе на создание объектов туристской инфраструктуры, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования объектов туристской инфраструктуры, а также содействие организации и реализации инвестиционных проектов, направленных на повышение уровня социально-экономического развития субъектов РФ.
Для достижения указанных целей организация по развитию туризма наделяется полномочиями, в частности, выступать агентом Российской Федерации и от своего имени совершать сделки с находящимися в федеральной собственности земельными участками, осуществлять подготовку предложений в отношении земельных участков, на которых возможно создание объектов туристской инфраструктуры и других объектов для целей развития туризма, проводить аукционы на право заключения договоров аренды находящихся в федеральной собственности земельных участков для целей развития туризма.
Срок агентирования для организации по развитию туризма для совершения юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, составляет три года.
В ряд законодательных актов вносятся корреспондирующие изменения.
Федеральный закон вступит в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования.
1.2. На сайте официального опубликования правовых актов опубликован Федеральный закон от 14.02.2024 № 20-ФЗ «О внесении изменения в статью 70 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» (Закон №20-ФЗ)
(http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202402140009)
Напомним, Закон №20-ФЗ был разработан в целях обеспечения завершения оформления прав на имущество общего пользования садоводческих и огородническим некоммерческих товариществ. Он предусматривает продление возможности оформления прав на такие объекты недвижимости в «упрощенном порядке», установленном частью 10 статьи 70 Закона № 218-ФЗ, до 1 марта 2031 г.
Закон №20-ФЗ обеспечит необходимую правопреемственность по ранее возникшим правоотношениям, а также окажет положительное влияние на динамику развития гражданского оборота недвижимости.
Закон №20-ФЗ вступает в силу с момента официального опубликования.
1.3. На сайте Системы обеспечения законодательной деятельности опубликован Законопроект № 555049-8
«О внесении изменений в статьи 11.10 и 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 18-1 Федерального закона «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(Законопроект № 555049-8)
(https://sozd.duma.gov.ru/bill/555049-8)
Законопроектом № 555049-8 предлагается установить возможность оказания государственных и муниципальных услуг в сфере земельных отношений, включая обеспечение возможности подготовки и получения заинтересованными лицами документов и (или) информации, необходимых для оказания таких услуг, с использованием ФГИС ЕЦП НСПД и ее электронных сервисов.
Порядок использования ФГИС ЕЦП НСПД, включая виды электронных сервисов, случаи и порядок их использования для оказания государственных и муниципальных услуг, перечень государственных или муниципальных услуг в сфере земельных отношений, которые могут оказываться с использованием данной системы, будет определяться Правительством Российской Федерации.
При этом оказание государственных и муниципальных услуг в сфере земельных отношений заявителям будет осуществляться посредством взаимодействия с Единым порталом государственных и муниципальных услуг.
Законопроект № 555049-8, в случае его подписания, вступит в силу с 01.01.2025.
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
2.1. Росреестр разъяснил закон о продлении «дачной амнистии» для объектов общего имущества СНТ
Росреестр разъяснил, как будет работать одобренный Советом Федерации Федеральный закон «О внесении изменения в статью 70 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
Ведомство осуществляло подготовку проекта официального отзыва Правительства Российской Федерации на законопроект, который является законодательной инициативой депутатов Государственной Думы и сенаторов Российской Федерации.
Как сообщил статс-секретарь – заместитель руководителя Росреестра Алексей Бутовецкий, согласно изменениям, действие упрощенного порядка регистрации прав на объекты имущества общего пользования садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ (СНТ и ОНТ) продлевается до 2031 года.
«Речь идет о зданиях, сооружениях, относящихся к имуществу общего пользования садоводческих и огороднических товариществ и созданных до 2004 года. К примеру, сторожки, водонапорные башни, административные здания, используемые для общих нужд и т.п. До 2031 года такие объекты по-прежнему можно будет зарегистрировать в упрощенном порядке. При этом представление разрешительной документации на их строительство или реконструкцию не требуется. Подготовка технического плана на такие объекты осуществляется на основании декларации», - сказал Алексей Бутовецкий.
По его словам, упрощенный порядок создает условия для завершения оформления прав на ранее созданные объекты общего имущества СНТ и ОНТ и их вовлечение в гражданский оборот. В частности, садоводы смогут осуществить их реконструкцию либо передать оформленные объекты на баланс органов государственной власти и местного самоуправления или ресурсоснабжающих организаций.
Заместитель руководителя Росреестра также отметил, что остальные положения, регулирующие порядок оформления прав на объекты недвижимости в рамках «дачной амнистии», не меняются.
В части регистрации прав на имущество общего пользования в садовых и огороднических некоммерческих товариществах действует следующий порядок: собственники садовых земельных участков вправе самостоятельно либо через представителя (в случае если такой представитель был избран на общем собрании членов товарищества) обратиться в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, относящиеся к имуществу общего пользования СНТ, с приложением к нему документов, предусмотренных частью 4 статьи 18 Закона о государственной регистрации недвижимости, в том числе технического плана, подготовленного на основании декларации.
Напомним, что «дачная амнистия» действует в России с 1 сентября 2006 года и несколько раз продлевалась. С 1 сентября 2022 года ее срок был продлен до 1 марта 2031 года в рамках так называемой «дачной амнистии 2.0» (Федеральный закон от 30 декабря 2021 года № 478-ФЗ). Она позволила решить ряд проблемных вопросов, среди которых переоформление прав по документам старого образца, оформление построенных жилых домов на участках, в отношении которых отсутствуют правоустанавливающие документы, а также защита прав наследников недвижимого имущества.
Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин, выступая 13 декабря 2023 года на коллегии Росреестра, заявил, что «дачная амнистия» помогла в решении вопросов более 15 млн российских граждан.
Действующие нормы позволяют в упрощенном порядке оформить права на определенные земельные участки и отдельные виды зданий, в том числе жилые и садовые дома. Такой порядок не требует наличия уведомлений о планируемом строительстве (реконструкции) таких объектов, об окончании их строительства (реконструкции). О том, как воспользоваться правом на «дачную амнистию», читайте подробнее в нашем материале из рубрики «Вопрос-ответ».
III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
3.1.Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2024 по делу № А84-2849/2023
Общество с ограниченной ответственностью «АЛЬФАГРУППИНВЕСТ» (далее - ООО «АЛЬФАГРУППИНВЕСТ», Общество, истец) обратился
в Арбитражный суд города Севастополя с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент, ответчик):
Решением Арбитражного суда города Севастополя в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Общество обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования.
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. В частности апеллянт указал на то, что судом первой инстанции не принято во внимание, что первоначальный земельный участок был приобретён истцом на торгах, в связи с чем, в договорах аренды на земельные участки, возникшие в результате раздела первоначального земельного участка, не могут включаться условия о возможности изменения размера арендной платы, так как в данном случае плата за землю не является регулируемой.
Рассмотрев дело, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из пункта 2.2. проектов Договоров: годовая арендная плата за пользование участками определяется в соответствии с ежегодной арендной платой за пользование земельным участком, установленной по результатам аукциона в договоре аренды земельного участка, пропорционально размеру вновь сформированного земельного участка.
Согласно пп. 2.3.2 п. 2.3 проектов Договоров: «Размер ежегодной арендной платы установлен на день подписания и может пересматриваться Арендодателем в одностороннем, порядке: 2.3.2. В связи с внесением, изменений и дополнений в нормативные правовые акты Российской Федерации, города федерального значения Севастополь, но не чаще одного раза в год».
По итогам рассмотрения проектов Договоров 28.11.2022 истцом были составлены и направлены ответчику протоколы согласования разногласий, в связи с невозможностью принятия отдельных условий договора в предложенной ответчиком редакции последнему было предложено исключить подпункт 2.3.2 из указанных проектов Договоров.
Однако ответчик предложение истца о согласовании протокола разногласий оставил без ответа.
Истец, ссылаясь на то, что действующим земельным законодательством не предусмотрена возможность изменения размера арендной платы земельного участка, установленной по результатам аукциона, полагая, что вышеназванный подпункт 2.3.2. указанных проектов договоров аренды противоречит требованиями законодательства РФ, с учетом отсутствия извещения о результатах рассмотрения протоколов разногласий, обратился с исковым заявлением в суд с целью разрешения преддоговорного спора.
Судом первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из пунктов 1, 2 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) следует, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации; в случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона.
Согласно пункту 4 статьи 11.8 ЗК РФ, в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Кроме того, апелляционный суд пришёл к следующим выводам.
Частью 2 статьи 168 ГК РФ предусмотрено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. За исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (часть 1 статьи 169 ГК РФ).
Как разъяснено в пункте 75 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
В соответствии со статьёй 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется по выбору уполномоченного органа, в том числе по правилам пунктов 12, 14, 15 статьи 39.11 ЗК РФ в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Исходя из приведенных выше норм права, по общему правилу изменение начальной цены предмета аукциона недопустимо.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Источник : Ссылка
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 730-55-50 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница