24.03.2025 3755
В Совете Федерации предлагают сузить перечень льготников, которые получают лекарства бесплатно или с 50%-ной скидкой по программе регионального льготного обеспечения. Этой привилегии в очередной раз хотят лишить тех, кто уже сделал выбор в пользу денежной выплаты. Дескать, если предпочли монетизацию льготы, то и лечитесь дальше за свой счет. Инициативе предшествовал целый ряд уголовных дел, возбужденных против чиновников региональных минздравов, которые не смогли обеспечить лекарствами местных льготников.
По иронии судьбы, закону о праве монетизировать льготы в этом году исполняется 20 лет. Практические все это время говорится о том, что у данной системы есть один большой изъян. В статусе федерального льготника многие россияне (граждане с инвалидностью, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, лица, подвергшиеся воздействию радиации) отказываются от лекарств, из-за чего бюджет региона не получает меньше денег из федерального бюджета. Так, в 2019 году в Ростовской области подсчитали: если бы все жители субъекта сохранили за собой право на получение лекарств, то регион ежегодно мог бы рассчитывать на 6,2 млрд руб. из федеральной казны. Для сравнения в тот момент он получал чуть более 1 млрд руб., и это на 195,2 млн руб. меньше, чем годом ранее. Но, когда у людей, получивших выплату, возникают проблемы со здоровьем, они пользуются своим статусом регионального льготника (участники Великой Отечественной войны, блокадники, труженики тыла, ветераны боевых действий и лица, подвергшиеся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС) и добиваются выдачи лекарств бесплатно или с 50%-ной скидкой.
Выбрать между льготой в натуральном виде и деньгами можно раз в год, подав соответствующее заявление в Социальный фонд. В прошлом году было удовлетворено 1,5 млн подобных обращений. Всего на конец прошлого года порядка 15 млн россиян имели право на набор соцуслуг или его компенсацию. С января 2025 года лишь 3,9 млн (почти четверть) выбрали обеспечение лекарствами, а остальные 11,1 млн захотели получать выплату, которая в текущем году составляет 1 215,80 руб. в месяц, а в случае отказа от всех услуг (льготные путевки, бесплатный проезд) — 1 728,46 руб. По данным Минздрава, наибольшее число отказавшихся от лекарств в Тульской области – более 94%, в Чеченской Республике – свыше 93% и в Орловской области – около 93%.
Идея сохранить за человеком право только на одну льготу не новая. Впервые она высказывалась еще в 2006 году, практически спустя год после внедрения, но в письме Минздравсоцразвития № 489-ВС разъяснялось, что граждане вправе получать лекарственное обеспечение по двум основаниям. В 2018 году эта идея даже была оформлена в виде законопроекта о запрете на монетизацию льгот по лекарственному обеспечению для новых пациентов, а также для тех, кто уже один раз выбрал препараты вместо денег. Его подготовил Минздрав. Отмечалось, что на региональном уровне дефицит бюджетов достигает 60% и продолжает нарастать из-за обязательств по обеспечению препаратами орфанных пациентов. Стоимость такой терапии исчисляется миллионами рублей на одного пациента. В итоге страдают другие региональные льготники, у которых сахарный диабет, бронхиальная астма, ревматоидные заболевания, ведь казна не бездонная.
В 2019 году аналогичную мысль облекло в формат проекта распоряжения правительства Министерство экономического развития. Но одобрения инициативы не получили. Все просто. В Конституции четко указано, что нельзя ухудшать положение декретированных групп населения, в данном случае льготников.
В 2020 году занимавшая в ту пору пост директора Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медизделий Минздрава России Елена Максимкина выступила за то, чтобы вместо денежной компенсации за льготные лекарства пациентам выдавали сертификаты на их получение. По ее словам, монетизированные льготниками средства (ежегодно свыше 120 млрд руб.) не всегда идут на покупку препаратов, что увеличивает нагрузку на систему лекобеспечения.
Электронные сертификаты, которые упомянула Максимкина, должны были заработать с 2023 года, но фактически стартовали 1 января 2025 года. Об их влиянии на систему лекарственного обеспечения пока говорить слишком рано, да и в качестве альтернативы они не рассматриваются.
На этот раз отменить дублирование льгот предложил председатель комитета Совета Федерации (СФ) по экономической политике Андрей Кутепов. Сенатор разработал соответствующие поправки в постановление № 890 и направил свои предложения вице-премьеру Татьяне Голиковой. Граждане пользуются недостатками действующего законодательства для получения «личной материальной выгоды в виде компенсации «морального вреда», обращаясь в суды», утверждает Кутепов в письме.
Кроме того, ряд положений действующего законодательства устарели, считает сенатор. В качестве примера он привел иск жительницы Белгородской области к комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга. Она не зарегистрирована в городе, страдает сахарным диабетом и потребовала возместить ей моральный вред (750 тыс. руб.) за то, что ее по льготе не обеспечили этиловым спиртом и рядом лекарств. При этом сейчас пациенты в Санкт-Петербурге используют автоматические инъекторы с бактерицидными веществами, а применение шприцев и этилового спирта является устаревшим способом.
Поэтому Кутепов предлагает скорректировать в постановлении перечень бесплатных препаратов и медизделий для больных диабетом. Сейчас туда входят все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), средства диагностики, инсулиновые шприцы и др. Вместо перечисленного льготники смогут получить препараты, которые включены в перечень, утвержденный территориальной программой госгарантий бесплатного оказания медпомощи.
Примечательно, что данный проект возник вскоре после того, как по стране прокатилась волна уголовных дел против чиновников региональных минздравов. Так, в марте этого года стало известно о возбуждении дела по факту халатности (ч.1 ст.293 УК РФ) должностных лиц Минздрава Красноярского края. По версии следствия, ответственные лица вовремя не определили потребности в лекарствах на 2025 год, из-за чего их закупили в неправильном объеме. Больше или меньше потребности, не сообщается, хотя и то, и другое плохо для общества и экономики. Первое ведет к нерациональному расходованию средств и уничтожению лекарств по истечению их срока годности (а это тоже не бесплатная услуга). Второе — к снижению доступности лекарственной помощи, что отрицательно отражается на состоянии здоровья граждан, их ожидаемой продолжительности жизни.
В феврале аналогичное уголовное дело завели в Ивановской области: с ноября прошлого года по февраль текущего местный Депздрав не закупил препараты для терапии сахарного диабета, бронхолегочных и онкозаболеваний.
В Саратовской области под суд пойдет бывший министр здравоохранения региона. Его будут судить за “злостное неисполнение представителем власти вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению” (по ч. 2 ст. 315 УК РФ). Как пишут местные СМИ, еще в сентябре 2023 года минздрав обязали обеспечить ребенка-инвалида льготными лекарствами, но решение суда исполнено не было из-за дефицита средств бюджета. Теперь экс-министру предстоит ответить за это.
В декабре прошлого года уголовное дело по статье “Халатность” возбудили на Камчатке. Следствие установило, что с августа по декабрь 2024 года сотрудники Минздрава не выполнили свои обязанности по обеспечению лекарствами и спецпитанием детей с тяжелыми хроническими заболеваниями.
В сентябре 2024 года дело о халатности завели в Рязанской области. По предварительным данным Следкома, в период с января 2023 года по сентябрь 2024 года должностные лица минздрава не обеспечили бесплатными лекарствами льготников с различными заболеваниями.
Что грозит фигурантам в случае признания их вины в том, что пациенты не получили выписанные им лекарства?
В 2022 году мировой суд Иркутска вынес приговор экс-министру здравоохранения Якову Сандакову за необеспечение медикаментами ребенка-инвалида. Подсудимый, возглавлявший министерство здравоохранения Иркутской области в 2021 году, не исполнил решение суда о предоставлении лекарственных препаратов, парентерального питания, средств по уходу и иных расходных материалов, несмотря на обращение судебного акта к немедленному исполнению. Суд дисквалифицировал Сандакова на 2,5 года. В том же году районный суд Астрахани приговорил к 2,5 годам принудительных работ экс-начальницу отдела лекарственного обеспечения и фармацевтической деятельности минздрава Астраханской области. Суд установил, что с января по март 2021 года чиновница не организовала закупку лекарств для онкобольных, из-за чего более 140 пациентов были вынуждены приобретать лекарства за свой счет в аптеках или и вовсе отказаться от терапии по причине дороговизны.
“Сомневаюсь, что возбуждение уголовных дел поможет улучшить лекарственное обеспечение граждан, – сказал в эфире телеграм-канала “АИД” генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев. – Ни у кого из тех, кто занимается этими закупками, нет злого умысла не закупить препараты, а потом довести ситуацию до того, что пациентов нечем будет лечить”.
При этом он также дал понять, что иногда действия одних пациентов, хотя и безотносительно льготы, приводят к тому, что другие нуждающиеся не могут получить необходимые им лекарства.
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 198-70-20 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница