19.03.2025 3933
В Госдуме снова заговорили об уравниловке между государственными и частными клиниками, работающими в системе обязательного медицинского страхования (ОМС). К сожалению врачей, речь не идет о повышении зарплат сотрудников бюджетных ЛПУ до уровня их коллег в коммерческих медцентрах. В этот раз предлагается нагрузить “частников” социальной работой. Ранее аналогичную попытку в пилотных регионах предпринимало Минтруда.
Работающие в системе ОМС частные клиники зачастую оказывают только ту медицинскую помощь гражданам, тарифы на которую им экономически выгодны. Но по тем тарифам, которые им невыгодны, они не оказывают. А государственная клиника это делать должна, прокомментировал суть различий в интервью «Парламентской газете» председатель Комитета по охране здоровья Сергей Леонов. Ну так в том числе и поэтому зарплаты в этих типах медорганизаций сильно отличаются, добавлю я.
“Получается, что государственная клиника весь комплекс необходимой медицинской помощи должна оказывать, а частная может выбирать, какой ей выгодно. Если бы так государственная выбирала, то, понятно, у нас бы все клиники были в прекрасном состоянии, чудесно жили. Но тогда бы половина наших граждан осталась без медицинской помощи”, - сказал Леонов.
По его словам, следует изменить эту практику, добавив негосударственным медорганизациям социальную нагрузку. У государства должны быть механизмы влияния на развитие частной медицины.
«Например, вы организуете частную клинику, вы оказываете услуги по таким-то направлениям, но мы вам даем объемы по ОМС, которые вы должны людям бесплатно оказывать», – объяснил Леонов.
Для этого, добавил он, придется менять нормативно-правовую базу, в частности, изменить порядок выдачи лицензий на медицинскую деятельность.
«Например, открывается микрорайон. Он новый, но без поликлиники. Регион дает лицензию и право открыть там частную клинику, но с социальной нагрузкой. Она оказывает поликлиническую помощь, там работают терапевты и участковые и обслуживают население по ОМС», – продолжил Леонов.
В последнее время предложения уравнять два сегмента рынка медицинской помощи звучат все чаще. Напомню, что в 2023 году Минфин предлагал поступить таким образом со стоимостью платных услуг в государственных и частных медучреждениях. Выступая на Всероссийском семинаре-совещании «Реализация социального заказа», министр финансов Алексей Лавров сказал, что иначе не будет никакой конкуренции.
«Иначе будет использование бюджетных средств на услуги разделено на два сектора: одни будут поддерживать негосударственный сектор, другие — государственный, и всегда будет спор, кому дать больше, кому дать меньше», — заявил министр.
Лавров добавил, что Минфин стремится внедрить в различных отраслях социальной сферы принцип «деньги следуют за потребителем». «Выбирать, где получать услугу, должен сам потребитель, а не кто-то за него, будь то субсидии или государственные задания. Потребитель — лучший контролер качества услуг», — подчеркнул Лавров.
Что не так с идеей уравниловки? Как минимум то, что она “однобокая”. То есть лицензионные требования одни, спрашивать будем одинаково строго, но когда дело дойдет до прав, льгот, преференций, то частникам рассчитывать особо не на что. Так, по закону на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью могут претендовать медработники, отработавшие не менее 25 лет в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах. Назначение пенсии определяет только размер стажа и не зависит от возраста. То есть в законодательстве нет ограничений на пенсионное обеспечение лиц, работавших в негосударственных организациях, но на практике им частенько отказываются засчитывать часть стажа. Тогда назначения досрочной пенсии приходится добиваться в суде, далеко не всегда это удается.
Владимир Путин в конце января пообещал рассмотреть возможность включения периода работы в частных клиниках в льготный стаж медработников. А в феврале Национальная ассоциация управленцев сферы здравоохранения попросила Минздрав рассмотреть возможность введения льготного стажа для врачей-ученых. В качестве аргумента отмечалось, что фактически они занимаются лечением наравне с работниками медорганизаций. Но пока никакой конкретики на этот счет в плане нормативно-правовой базы нет.
В принципе, идея с социальной нагрузкой для “коммерсантов” не является чем-то новым. Подобные примеры есть. В Москве уже несколько лет частные аптеки являются пунктами выдачи лекарств для льготников. В 2021 году 50 частных медицинских организаций в 16 российских регионах стали участниками пилотного проекта по оказанию медико-социальной помощи гражданам в возрасте 65 лет и старше.
Сегодня, по данным Росстата, 24% населения страны (свыше 35 млн человек) — люди старшего возраста, многие из которых нуждаются в постоянном наблюдении медицинских и социальных работников. Но медико-социальная помощь на дому у нас в стране, как уже однажды писал в своей колонке, развита лишь в отдельных регионах и крупных городах. А когда речь идет о средних и небольших городах или сельской местности, то единственный выход для родственников нуждающихся в уходе пожилых людей — нанять сиделку. Если же нужно, чтобы у нее было медицинское образование, чтобы она могла и укол сделать, то семье необходимо приготовиться к тому, что ценник на такого работника будет высоким.
Минтруд решил подключить к этой работе частные клиники. Пилотный проект запустили весной 2020 года в рамках национального проекта «Демография». Сначала в нем участвовали 32 организации из девяти регионов, в их числе — республики Мордовия, Татарстан, Алтайский край, Воронежская, Кемеровская, Костромская, Новосибирская, Тамбовская и Тульская области. В 2021 году к ним присоединились Приморский и Ставропольский края, Республика Бурятия, Волгоградская, Новгородская, Рязанская и Самарская области. В октябре 2020 года Правительство РФ объявило еще один – третий – конкурс для участия в «пилоте» и смягчило условия отбора клиник. В частности, была исключена необходимость участвовать в территориальной программе ОМС, а также обязанность размещения клиники «с учетом шаговой доступности» к месту проживания пожилых в черте города и «в пределах трехчасового доезда» в сельской местности. Однако ни одна вышедшая на отбор организация «не была признана победителем, поскольку проведение конкурса в конце года было ограничено по времени». Свежей информации о том, что стало с этим экспериментом, в сети нет.
Стоит напомнить, что, начиная с сентября порядок включения “частников” в реестр медорганизаций, участвующих в выполнении территориальных программ ОМС, поменяется. До сих пор включение происходило по заявительному принципу. На практике любой коммерческий медцентр мог автоматически попадать в реестр и получать объемы ОМС, принимать пациентов по ОМС, выставляя территориальным фондам ОМС и страховым компаниям счета для оплаты выполненной работы. Теперь так вряд ли получится.
«Уведомительный порядок отбора медицинских организаций, безусловно, повышает доступность медицинской помощи, но медицинская помощь должна быть еще и качественная, медицинская организация должна работать результативно, и пациент должен быть удовлетворен той медицинской помощью, которую получает», – говорила заместитель председателя Федерального фонда ОМС Светлана Кравчук.
Критерии, которым необходимо будет соответствовать для приема пациентов по полису ОМС, в ближайшее время должно представить Правительство. Не исключено, что будут там и некие социальные функции.
"Решение установить определенные критерии входа в систему госгарантий - правильное. Это позволит по сути провести первичную инвентаризацию частных клиник на предмет готовности оказывать помощь в соответствии с утвержденными стандартами и клиническими рекомендациями, а значит, обеспечить равенство и одинаковую доступность объема оказываемой медпомощи для пациентов", - рассказал сопредседатель Всероссийского союза пациентов, доктор медицинских наук Ян Власов.
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 198-70-20 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница