28.02.2025 665
Психологи нередко в своей практике применяют арт-терапию, о которой впервые заговорили в 30–40-е годы XX века. Методика исцеления творчеством доступна и детям, и взрослым без разделения по гендеру. Она позволяет установить связь между подсознанием и сознательной частью психики человека, вскрыть причины психологических проблем и сложностей. С помощью художественного творчества удается раскрыть и детализировать внутренний мир индивидуума на более широком и глубоком уровне. Особенно важно отметить: для этого занятия художественные способности вовсе не обязательны.
Наш эксперт Анна Щербакова, кандидат педагогических наук, профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ, рассказала о том, как работает эта методика и какие дает результаты.
Дети с тяжелыми хроническими заболеваниями сталкиваются с большим числом испытаний. Болезнь связана с болью, слабостью, общим снижением активности. Диагностические и терапевтические процедуры, медикаментозное лечение, необходимость соблюдения режима серьезно изменяют жизнь ребенка. Нередко требуются длительные госпитализации, связанные с социальной изолированностью от привычного круга общения. Важно отметить, что дети часто отмечают изоляцию как фактор, который негативнее всего сказывается на их состоянии. Мысли о болезни вызывают чувство неопределенности и непредсказуемости развития жизненной ситуации, ребенок может утратить доверие к своему будущему, встречается с переживаниями страха, гнева, других негативных состояний, включая депрессию и тревогу. При этом возрастная незрелость механизмов совладания с трудными жизненными ситуациями усугубляется склонностью к подавлению эмоций, что является типичной непродуктивной защитной реакцией.
Благодаря прогрессу в поиске средств и методов лечения, перспективы выздоровления, стойкой ремиссии и достижения взрослого возраста детьми и подростками, перенесшими серьезные хронические заболевания, значительно улучшились. Однако у многих из больных сохраняются симптомы, требующие продолжения лечения, они вынуждены периодически пропускать школу, их активность ограничена. Такое положение дел повышает риск появления физических, эмоционально-психологических и психосоциальных проблем.
Психологические проблемы, вызванные заболеванием, многочисленны и разнообразны: снижение самооценки, отстраненность, чувство стыда, которое бывает вызвано изменениями физического облика вследствие интенсивного лечения, оперативных вмешательств и т. п.
Арт-методы в психологической поддержке пациентов с соматическими заболеваниями детского и подросткового возраста показывают свою эффективность в работе с негативными чувствами.
Наиболее распространенными методами, применяемыми в арт-терапии, являются рисунок, аппликация, коллаж, конструкция. Они выполняют различные функции:
Важно помнить, что внутренняя готовность самого ребенка к успешному преодолению заболевания, его приверженность лечению является важнейшим условием процесса выздоровления.
Творческая самореализация способствует:
Самораскрытие и самопознание происходит не в ходе беседы с психологом, а в творческой деятельности, позволяющей выразить свои мысли и переживания в образах, способствующих обретению личностной силы. К тому же визуальные, осязаемые образы являются средством коммуникации в системах «ребенок — ребенок», «ребенок — родитель», «ребенок — психолог».
В условиях правильно выстроенной и полноценной коммуникации снижается уровень конфликтов, недопонимание, что улучшает социальный контекст и эмоциональный фон болеющего ребенка. Такие виды арт-техник, как совместное рисование, создание портретов друг друга, работа с масками, способствуют более точному распознаванию собственных и чужих чувств и эмоций, а также помогают в процессе саморегуляции в диалоге.
Пребывание в госпитальных условиях на длительном лечении воздействует на представления об окружающем мире, сложившиеся до заболевания. Эти представления искажаются и обедняются, становятся фрагментарными и хаотичными. Ребенок может терять доверие к миру, начать испытывать перед ним страх и беспомощность. Творческие проекты по наглядному моделированию картины мира дают возможность выразить противоречивые переживания, преобразовать их и гармонизировать. Такое моделирование может осуществляться путем объединения различных арт-техник — рисования, коллажа, лепки, конструирования.
Терапевтический потенциал практик оказания психологической помощи, основанных на искусстве и творческих продуктивных формах активности, определяется тем, что эта активность помогает ребенку обнаружить себя и мир вокруг себя. Он больше не пребывает в изоляции, пустоте и страхе, эти состояния находят разрешение в образах и формах. Реализуется главная потребность любого человека — быть увиденным, услышанным и понятым. Реализация такой важной потребности через творческую практику вызывает чувство радости, активизирует внутренние естественные резервы психики ребенка.
Подбор тем для творческих проектов предполагает ориентацию на жизненную перспективу, реализацию надежд и ожиданий. Например, может быть предложена такая тема: «Перед тобой дверь, зайдя в которую ты можешь попасть, куда тебе хочется. Создай картину (или конструкцию) того пространства, куда ведет эта дверь».
Необходимо особо отметить, что арт-терапия практически не имеет ограничений в использовании, не требует от ребенка особых способностей к какому-либо виду творческой деятельности. При этом следует в случае необходимости предусмотреть подготовительный педагогический этап по формированию навыков работы с бумагой, пластилином, другими поделочными материалами; уделять внимание умению работать кистью, карандашами, ножницами, клеем и т. п.
Нередко дети готовы отказаться от творческой работы, заявляя: «Я не умею рисовать (лепить)…» В такой ситуации важно объяснить ребенку, что речь идет не о занятиях в школе искусств, не о выполнении работ на какой-либо конкурс, а о свободной творческой работе — для себя.
При проведении арт-терапевтических занятий обязательными являются такие условия, как:
Ожидаемым результатом использования арт-методов в психологической поддержке детей с тяжелыми хроническими заболеваниями является повышение качества их жизни. Оно достигается через обеспечение психологического комфорта, личностного роста, приобретение необходимых навыков для конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
О повышении качества жизни будут свидетельствовать такие показатели, как повышение эмоциональной стабильности, чувства уверенности в себе и самоуважения, переживание ощущения контроля и самоуважения, способность испытывать доверие, удовольствие и радость.
Участие в групповых проектах может иметь результатом повышение социальной активности, открытость к новому опыту, построение позитивного образа будущего. Значимым показателем является снижение уровня антивитальных мыслей и действий.
Ресурсные качества детей обнаруживаются в высказываниях типа: «Оказывается, вокруг больше хорошего», «Думаю, у меня все получится».
Повышается социальная включенность детей, они находят стимулы к жизни и дальнейшему движению, становятся общительнее, находят новых друзей, воспринимают себя как более устойчивых, уверенных в себе и привлекательных. Важным показателем благотворных изменений личностной позиции является готовность чувствовать поддержку окружающих, обращаться к ним за помощью и в то же время способность доверять себе.
Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.
Источник : Ссылка
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 198-70-20 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница