18.10.2024 240
Музыкальную терапию или музыкотерапию применяют для коррекции страхов, устранения разнообразных эмоциональных отклонений. О пользе прослушивания мелодичных композиций было известно ещё во времена Платона, Пифагора и Аристотеля. Известный врач Авиценна активно использовал музыку при лечении нервных заболеваний. Более поздние упоминания о применении эффективной терапии датируются 19 веком. В то время зарубежный врач Жан-Этьен Доминик Эскироль сделал прослушивание звуковых композиций одним из методов лечения в психиатрических клиниках. Доктор опирался преимущественно на собственную интуицию и личные наблюдения. Весомые научные обоснования пользы музыкальной терапии авторитетными учёными появились значительно позже.
Этот вид лечения предполагает прослушивание композиций, которые оказывают расслабляющее, успокоительное действие. В рамках научных исследований была доказана эффективность метода при лечении депрессии, шизофрении и деменции. В России подобными экспериментами и научно-методологической работой занимаются такие учреждения, как Национальная ассоциация музыкальных терапевтов, Самарский НИИ музыкальной терапии, Ассоциация музыкальных психологов и терапевтов.
Аудиокомпозиции улучшают настроение, выравнивают эмоциональный фон, помогают при апатии и подавленности. Вместе с тем борьба с тяжёлой депрессией предусматривает длительную медикаментозную терапию. Музыкальные композиции в таких случаях лишь усиливают эффект лекарственных средств.
Активная музыкотерапия предусматривает высокую вовлечённость пациента в процесс. Он становится непосредственным участником действия: активно импровизирует в коллективе, играет на музыкальном инструменте, отбивает какой-то ритм или сочиняет мелодию.
Выделяют две основных форму активной музыкотерапии:
Выбор метода музыкальной терапии возложен на психотерапевта. Групповые занятия способствуют тренировке внимания и памяти, улучшают коммуникативные навыки.
Пассивная или рецептивная музыкотерапия (ориентированная на восприятие) сводится к прослушиванию специально подобранных музыкальных композиций. На таких занятиях используются звуки живой природы (звонкое пение птиц, ласковый шум прибоя) или классическая музыка в исполнении инструментального оркестра.
Пассивная или рецептивная музыкотерапия (ориентированная на восприятие) сводится к прослушиванию специально подобранных музыкальных композиций. На таких занятиях используются звуки живой природы (звонкое пение птиц, ласковый шум прибоя) или классическая музыка в исполнении инструментального оркестра.
Основные цели пассивной музыкальной терапии:
Основной отличие интегративной музыкальной терапии от других видов занятий заключается в задействовании методов коррекционной педагогики (психогимнастики, игротерапии, хореотерапии) или других видов искусства (художественной литературы, живописи, театра).
В этом качестве выступают:
Интегративная музыкотерапия направлена на развитие творческого потенциала. Такие занятия благотворно влияют на эмоциональное состояние пациента.
Помимо трёх основных видов музыкотерапии, перечисленных выше, выделяют и другие:
Клиническая музыкальная терапия применяется в рамках профилактики и лечения различных психосоматических патологий. Она направлена на восстановление функций органов, нарушенных после перенесённых болезней. Тематическая музыкотерапия имеет в своей основе какой-либо определённый сюжет (например, творчество знаменитого музыканта).
Универсальность, доступность и малое количество противопоказаний делают эту разновидностьтерапии прекрасным вспомогательным средством, которое используют в целях профилактики и в рамках комплексной терапии:
Музыкальная терапия способствует формированию новых жизненных ориентиров и стратегий. Она влияет на напряжение и расслабление мышц, глубину дыхания, частоту сердцебиения
Аудиокомпозициям отводится большое значение в развитии ребенка как личности. Музыка обеспечивает всестороннее развитие малыша. Благодаря мелодичным композициям ребенок учится разговаривать, строить взаимоотношение в коллективе, познаёт окружающий мир. В руках талантливого специалиста музыка становится чем-то вроде инструмента ювелира, постепенно превращающего «неограненный алмаз» сознания малыша в «бриллиант».
Прослушивание аудиокомпозиций благотворно влияет на общее развитие ребенка:
Занятия музыкальной терапией противопоказаны:
При этом следует помнить и о «стоп-листе». Музыкальную терапию нельзя применять:
Источник : Ссылка
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 730-55-50 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница