18.02.2025 1205
Проект помогает детям, находящимся на длительном лечении в больницах, познавать мир, развиваться и получать образование. В 13 медицинских учреждениях столицы работают госпитальные школы. Как устроены образовательные пространства и какие знания получают юные пациенты — в нашем материале.
Решить контрольную, завести друзей и поверить в себя — благодаря проекту госпитальных школ «УчимЗнаем» дети, находящиеся на длительном лечении в столичных больницах, могут не только продолжать получать образование, но и отвлекаться от мыслей о недуге. При поддержке преподавателей они осваивают технологии, занимаются творчеством и даже сдают экзамены. Для этого в каждой госпитальной школе созданы образовательные пространства, а при необходимости урок организуют прямо в палате. Занятия ведут педагоги, прошедшие специальную подготовку.
Москва заботится о том, чтобы каждый ребенок, независимо от обстоятельств, мог получить качественное образование и раскрыть свой потенциал. Более 10 лет назад мы открыли госпитальные школы, где ребята, находящиеся на длительном лечении, продолжают осваивать образовательные программы и готовиться к экзаменам. За это время воспитанниками школ стали более 60 тысяч детей. Уникальную модель, разработанную столичными специалистами, переняли свыше 65 учреждений в разных регионах России и других странах СНГ Анастасия Ракова заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития
Рассказываем, как устроены образовательные пространства в больницах и что преподают юным пациентам.
Проект «УчимЗнаем» появился в столице в 2014 году. За 10 лет он объединил сотни педагогов, психологов, врачей и других специалистов. Первая госпитальная школа проекта открылась в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева.
Сегодня учебные пространства располагаются в 13 медицинских учреждениях города. В их числе и новая флагманская площадка «УчимЗнаем», открытая в 2024 году в Научно-исследовательском институте неотложной детской хирургии и травматологии — клинике доктора Рошаля.
Традиция прихода учителей в больницы существует давно. Такая практика была еще в Советском Союзе. Но если раньше учителя просто вели уроки для пациентов, то у нас иной подход. Мы создаем учебные пространства внутри больниц с современным образовательным оборудованием, а педагоги преподают дисциплины не только школьной программы, но и дополнительного образования. Это важно для ребят, находящихся на длительном лечении. Благодаря обучению они находят мотивацию и легче преодолевают сложности. Образование становится для ребенка путеводной звездой Сергей Шариков руководитель проекта «УчимЗнаем»
В больнице юных пациентов зачисляют в московскую школу № 109: проект «УчимЗнаем» — ее структурное подразделение. Дети продолжают осваивать программу, получают оценки и даже сдают в медучреждении единый и основной государственные экзамены. Занятия проводят в специально подготовленных аудиториях в группах до восьми человек. При необходимости ребята подключаются к уроку дистанционно. Кроме того, если по состоянию здоровья ребенок физически не может покинуть палату, учитель приходит к нему сам.
На площадках проекта работают около 200 госпитальных педагогов: тьюторы-предметники, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, дефектологи и другие специалисты. Многие из них — выпускники ведущих столичных вузов. Однако помимо профильной специальности, по словам заместителя директора школы № 109 по специализированному структурному подразделению «Госпитальная школа “УчимЗнаем”» Ивана Гусева, для работы в больницах педагогам необходимы также определенные навыки и качества.
Госпитальная педагогика — работа зачастую в нешаблонных ситуациях. Ведь каждый ребенок по-своему переносит болезнь и справляется с ней. В этом деле важно не только профессионально преподавать предмет и отлично в нем ориентироваться, но и уметь находить к детям особый путь: заинтересовывать их и отвлекать. А самое главное — создавать такую атмосферу, чтобы ребенок не чувствовал себя отчужденно и находил силы двигаться дальше. Детям в больницах важны поддержка и принятие. Поэтому госпитальный педагог должен быть в первую очередь чутким и понимающим Иван Гусев заместитель директора школы № 109 по специализированному структурному подразделению «Госпитальная школа “УчимЗнаем”»
Для того чтобы специалисты могли постоянно совершенствовать навыки, работает центр знаний, профессиональных компетенций и наставничества проекта. Там для госпитальных педагогов проводят лекции, вебинары, встречи с учеными и врачами. Это позволяет не только получать новые ценные знания, но и обмениваться опытом с коллегами.
Главная задача госпитального педагога — помочь ребенку преодолеть сложности, быть с ним рядом, делая каждый день насыщенным, интересным и результативным, считает тьютор начальных классов госпитальной школы Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева Оксана Атлы. С маленькими пациентами в проекте «УчимЗнаем» она работает восемь лет.
С самого детства я знала, что буду преподавать. Моя мама была учителем, и мне хотелось пойти по ее стопам. Так и случилось. Сначала я работала в общеобразовательной школе, а затем узнала про проект. Если раньше больница ассоциировалась у многих с серыми стенами и давящей атмосферой, то теперь это современные медкомплексы, где для ребят созданы отдельные учебные сектора с яркими интерьерами в кабинетах Оксана Атлы тьютор начальных классов госпитальной школы Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева
В центре имени Дмитрия Рогачева образовательное пространство находится на четвертом этаже. В светлых кабинетах ребята изучают школьные предметы, а в просторном холле учатся рисованию и мультипликации.
Уроки здесь выстраивают, опираясь на индивидуальное расписание маленьких пациентов, соблюдая график процедур и приема лекарств. Школьные предметы чаще преподают в первой половине дня, а дополнительные занятия проводят после обеда.
«Я веду русский язык, литературное чтение, окружающий мир и математику у младших школьников. Для детей в этом возрасте учитель — пример и образец, поэтому от позитивного настроя педагога зависит отношение ребенка к учебе. Важно фиксировать внимание на положительных эмоциях. Пусть мы носим медицинские маски, но обязательно обмениваемся улыбкой. Теплое и доверительное общение — главная награда для учеников. Им не так важны отметки, как похвала и одобрение учителя, его приветливый взгляд. Поддержка педагога помогает детям находить смыслы, а это самое ценное. Когда у ребенка появляется восторженный заинтересованный взгляд, понимаешь, что все делаешь правильно. В такие моменты вспоминаю слова Сократа о том, что в каждом человеке есть солнце, нужно только дать ему светить», — отмечает собеседница mos.ru.
О силе слова и важности поддержки говорит и Анастасия Ялина, тьютор начальных классов госпитальной школы в Научно-исследовательском институте неотложной детской хирургии и травматологии — клинике доктора Рошаля. Она ведет занятия для младших школьников и к каждому находит свой подход.
Я провожу уроки, ориентируясь на учебный план. Однако в каждый стараюсь привнести что-то, что особенно заинтересует школьника. Если ребенок любит поделки, мы попробуем изучить тему при помощи аппликации, а если ему близка техника, то возьму на занятие планшет или ноутбук с интерактивной презентацией Анастасия Ялина тьютор начальных классов госпитальной школы в Научно-исследовательском институте неотложной детской хирургии и травматологии — клинике доктора Рошаля
Для обучения ребят в госпитальной школе клиники доктора Рошаля есть все необходимое — от удобных парт до инструментов-помощников. На уроках в классе можно пользоваться флипчартами — электронными интерактивными досками.
«Благодаря разным подходам мы можем доказать, что больница — это не про грусть, а про большую силу. И приобрести ее можно, только действуя сообща. Нельзя, чтобы ребенок оставался с болезнью один на один. Поэтому госпитальный педагог — это не просто преподаватель, а еще и наставник, друг. Именно он может помочь ребенку поверить, что все преодолимо», — подчеркивает Анастасия Ялина.
Особое внимание нужно не только малышам, но и ребятам постарше. Благодаря поддержке госпитальных педагогов они решают сложные контрольные, участвуют в олимпиадах и сдают выпускные экзамены. Главное — помочь им поверить, что все получится, рассказывает Ксения Шуст, тьютор по математике и заведующая учебной частью в Российской детской клинической больнице.
Подростковый возраст — время, когда ребенок особенно уязвим. От сильных переживаний дети могут замыкаться в себе, поэтому очень важно поддерживать с ними связь, быть заодно. Необходимо также, чтобы ребята могли ощущать себя в той же роли, что была у них до больницы: друга, ученика. В госпитальной школе они заводят новые знакомства, а продолжая изучать предметы школьной программы, поддерживают и повышают уровень знаний. Поправившись, возвращаются в свой класс и продолжают обучение наравне со всеми. А еще наши ребята сдают в госпитальных школах выпускные экзамены, получают аттестаты и готовятся к поступлению в вуз. Некоторые даже проявляют себя на городских и всероссийских олимпиадах, что тоже важно. Ведь это помогает детям верить в себя и свои возможности Ксения Шуст тьютор по математике и заведующая учебной частью в Российской детской клинической больнице
В начале февраля она стала лауреатом всероссийской премии «Будем жить!» в номинации «Дарящие знания и умения». Ее вручают за вклад в поддержку пациентов в борьбе с онкологическими заболеваниями и за помощь детям, находящимся на длительном лечении.
«Премия стала для меня подтверждением того, что я все делаю правильно. Тьютором в госпитальной школе работаю семь лет, а в сфере образования — 20. Связать жизнь с преподаванием мечтала с детства, поэтому сейчас точно знаю: я на своем месте. Наша профессия — про доброту, заботу и поддержку. Госпитальный педагог — тот, кто найдет ключик к сердцу ребенка и поможет ему полюбить любой предмет. Преподавая математику, я, например, стараюсь искать взаимосвязь с химией, физикой, биологией и даже литературой. Чем больше интересного сможет узнать ребенок, тем интереснее ему будет учиться. И открыть для него этот мир — наша главная задача», — добавляет Ксения Шуст.
Столичные эксперты рассказали коллегам из Бурятии о работе с детьми, находящимися на длительном леченииУроки с заботой: госпитальные педагоги — о занятиях с маленькими пациентами и внеклассной работеЗабота на каждом этапе жизни. Как Москва поддерживает детей
Источник : Ссылка
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 198-70-20 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница